ПРАфАРЫЕНТАЦЫЙНАЯ РАБОТА Ў ШКОЛЕ Актуальные проблемы организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях Выбор профессии рассматривается нами как процесс формирования ценно­ стного отношения к избираемому виду деятельности. Активизация этого процес­ са происходит в юношеском возрасте. В данный возрастной период социальная ситуация развития старшеклассников обуславливает качественный рост профес­ сионального сознания, его предметную направленность на сферу труда и выбор будущей профессии. В научной литературе проблема выбо­ ра учащимися будущей профессии чаще всего связывается с проблемой органи­ зации профессиональной ориентации. Профориентация рассматривается с раз­ ных позиций. Она трактуется как комп­ лекс мер по оказанию помощи в выборе профессии (Н.С.Пряжников), как целе­ направленная деятельность различных организаций, учреждений образования, семьи, способствующая осознанному вы­ бору молодыми людьми профессии (про­ фессиональной деятельности) в соответ­ ствии с личными способностями, ин­ тересами и склонностями (В.А.Климен­ ко), как система специальных мероприя­ тий по ознакомлению молодёжи с ми­ ром профессий (Н.К.Степаненков). Од­ нако, если раньше профессиональная ориентация понималась лишь как дея­ тельность взрослого, результатом кото­ рой был выбор школьником профессии, ВЕСНІК 4^ АДУКАЦЫІ N911. 2010 ТО в настоящее время подход к проф­ ориентации меняется. С позиций совре­ менного подхода «профессиональная ориентация — это система равноправ­ ного взаимодействия личности и обще­ ства на определённых этапах развития человека, оптимально соответствующая особенностям личности и запросам рын­ ка труда в конкурентоспособных кадрах» [1, с. 14]. Активная роль принадлежит самому ученику, он является субъектом своего выбора, роль взрослого — сопро­ вождать и поддерживать. В современных педагогических кон­ цепциях профессиональной ориентации такой подход связывают с концепция­ ми педагогической поддержки (О.С.Газ- ман), педагогического сопровождения (С.Д.Поляков, Н.Р.Биянова, А.Г.Цукер- ман). Сущность педагогического сопро­ вождения выбора профессии определя­ ется как «особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимо­ действие со щкольником по оказанию ему поддержки в становлении личност­ ного роста, социальной адаптации, при­ нятии решения об избираемой профес­ сиональной деятельности и самоутвер­ ждении в ней» [1, с. 18]. От характера педагогического сопровождения, т.е. от создания оптимальных условий для са­ мостоятельного, творческого решения такой жизненно важной проблемы, как ПРАфАРЫЕНТАЦЫЙНАЯ РАБОТА Ў ШКОЛЕ осознанный выбор будущей профессио­ нальной деятельности, зависит эффек­ тивность профессионального самоопре­ деления личности. Анализ педагогической и психологи­ ческой литературы позволяет сделать вывод, что к содержательным компонен­ там социально-педагогического сопро­ вождения относятся наблюдение, диаг­ ностирование, проектирование путей решения проблемы, анализ результатов. Социально-педагогическое сопровож­ дение выбора профессии должно бази­ роваться на взаимодействии школы и других образовательных структур — ву­ зов, средних специальных учебных за­ ведений, учреждений дополнительного образования, учебно-производственных комбинатов, центров профессиональной ориентации, центров занятости населе­ ния. Это сложный процесс, субъектами которого являются учащиеся, их роди­ тели, педагоги. Осознание его многоас- пектности стало предпосылкой прове­ дения социально-педагогического иссле­ дования, целью которого было устано­ вить соответствие между потребностью учащихся в педагогическом сопровожде­ нии профессионального самоопределе­ ния и существующей системой проф­ ориентационной работы в общеобразо­ вательных учреждениях. Для достижения поставленной цели требовалось решить следуюшие задачи: • изучить представления учащихся вы­ пускных классов о наиболее перспек­ тивных сферах профессиональной деятельности и способах получения профессионального образования; • выявить наиболее существенные фак­ торы, влияющие на выбор профес­ сии, а также факторы, препятству­ ющие осуществлению профессио­ нальных планов; • определить степень необходимости изменений в профориентационной работе с учащимися и уточнить ха­ рактер этих изменений; • изучить мнения педагогов о зна­ чимости различных элементов профориентационной работы и выявить степень их реализации на практике. Основным методом получения ин­ формации было анкетирование, для проведения которого были разработа­ ны анкеты для учащихся, родителей, педагогов. В социально-педагогическом исследо­ вании приняли участие учащиеся вы­ пускных классов минских общеобразо­ вательных щкол № 22, 43, 53, 67, 83, 94, 110, 127, 159, 207, гимназии № 13, Минского государственного областного лицея, их родители и учителя (всего — 375 человек). В ходе исследования метод анкетирования дополнялся другими ме­ тодами сбора эмпирической информа­ ции, в частности опросом и анализом документов. По итогам исследования планы стар- щеклассников о дальнейщем образовании можно охарактеризовать следующим об­ разом. Большинство респондентов (89%) собираются продолжить обучение в вузе. Небольшая часть учашихся (5%) хотят продолжить обучение в колледже или профессиональном училище. Примерно 10% выпускников планируют совмещать обучение с трудовой деятельностью. Не приняли рещения о продолжении обра­ зования 2% опрощенных. С целью выявления наиболее привле­ кательных для современных выпускни­ ков сфер профессиональной деятельно­ сти анкетируемым предлагалось отме­ тить те, с которыми они связывают свою будущую профессию. Предпочтения уча­ щихся отражены на диаграмме 1. Выявлено, что наиболее популярны­ ми сферами деятельности, по мнению учащихся, являются экономика, органи­ зация и управление (15%), информаци­ онные техника и производство (13%), медицина (10%). Дополнительно респон­ денты отметили такие сферы профес­ сиональной деятельности, как средства массовой информации, экология, куль­ турология. Некоторые выпускники пла­ нируют профессионально заниматься спортом. ВЕСНІК АДУКАЦЫІ 47 №1 1, 2010 ПРАфАРЫЕНТАЦЫЙНАЯ РАБОТА У ШКОЛЕ 120 «00 3 40t:; 2<1 D D о Г < > < > < > < > < > 52 ВЕСНІК АДУ КАЦЫ I N■511, 2010