Методы оценки качества объектов и процессов 152 Приборы и методы измерений, № 2 (3), 2011 УДК 621 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ Хорлоогийн А.С., Серенков П.С., Васюк В.Е., Ковель С.Г. Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь Описана актуальность определения концепции качества физического совершенствова- ния в контексте качества жизни. Показана необходимость применения к решению дан- ной проблемы системных подходов. Определена структура разрабатываемой модели си- стемы менеджмента качества предоставления услуги как комплекса взаимосвязанных систем. Выделены вопросы обеспечения комплекса средств и методов оценки состояния клиента и определения методики формирования корректной типовой программы физи- ческой подготовки клиента. (E-mail: x_as @mail.by) Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные услуги, система менеджмента качества, си- стема «человек–тренажер–среда». Введение Сегодня одним из ключевых направлений повышения качества жизни является физиче- ское совершенствование человека, которое в соответствии с его пожеланиями (целями) пред- полагает в общем случае улучшение комплекса функциональных показателей организма. Наиболее популярным видом физической подготовки среди населения являются занятия в тренажерных залах, так как существует воз- можность организации процесса физической подготовки в управляемых условиях, что сти- мулирует формирование организационно-тех- нических средств, методов и технологий. Вы- деляют 3 основных элемента данной системы физического совершенствования: человек, тре- нажер, среда. Формирование этой тенденции также обусловлено возможностью получения положительного результата физического со- вершенствования в формате классических ры- ночных отношений «исполнитель (постав- щик) – потребитель (клиент, заказчик)» [1]. Однако существует высокий риск неудо- влетворенности потребителя в сфере предо- ставления физкультурно-оздоровительных ус- луг, так как при организации процесса физи- ческой подготовки ключевую роль занимает инструктор (тренер), что подразумевает преоб- ладание субъективной составляющей организа- ции процесса предоставления данного вида услуг. Неудовлетворенность потребителя про- является в лучшем случае как недостижение поставленных целей физического совершен- ствования и в худшем случае как нанесение вреда здоровью. Естественно возникает необхо- димость обеспечения достижения целей фи- зической подготовки клиентом с помощью ком- плекса организационно-технических средств, методов и технологий, т. е. на основе объек- тивных методов принятия решений в рамках процесса предоставления физкультурно-оздо- ровительных услуг, а также с помощью приме- нения к решению данной проблемы системных подходов, например с позиции системного ме- неджмента качества [2]. Концепция системы менеджмента качест- ва предоставления физкультурно-оздоро- вительных услуг Нами реализуется проект по созданию си- стемы «человек–тренажер–среда» как меха- низм обеспечения удовлетворенности клиента в части достижения целей своего физического совершенствования. Его методологической основой является система менеджмента ре- зультативности организации процесса физиче- ской подготовки клиента, которая является сложной многофакторной системой управле- ния процессом предоставления физкультурно- оздоровительных услуг. Для проектирования такой системы целесообразно использовать подходы к созданию и совершенствованию системы менеджмента качества, соответству- ющей требованиям СТБ ISO 9001. Сформули- Методы оценки качества объектов и процессов Приборы и методы измерений, № 2 (3), 2011 153 рованы этапы жизненного цикла системы ме- неджмента результативности предоставления физкультурно-оздоровительных услуг как комплекс организационно-технических и ме- тодических средств, методов и мероприятий, определена структура разрабатываемой моде- ли системы менеджмента качества предостав- ления услуги как комплекса взаимосвязанных систем (рисунок 1) [3]. Рисунок 1 – Модель системы управления Остановимся более подробно на плохо формализованном в настоящее время вопросе обеспечения комплекса средств и методов оценки состояния клиента в зависимости от материально-технических возможностей орга- низаций, предоставляющих физкультурно- оздоровительные услуги. Очевидно, что одним из недостатков процесса организации физиче- ской подготовки различных слоев населения является отсутствие необходимой и достаточ- ной информации о функционально-двига- тельном состоянии человека, которое опреде- ляет высокую вероятность некорректного под- бора технических средств и методик физиче- ской подготовки. Наличие информации о функциональном и физическом состоянии че- ловека, а соответственно, и правильно выстро- енная организация физической подготовки, яв- ляются одними из главных критериев достиже- ния желаемого результата физической подго- товки. В связи с этим нами предложена модуль- ная система функциональной взаимозаменяе- мости контрольного комплекса показателей функционального и физического состояния клиента, аналогичная системе назначения кон- трольного комплекса показателей в области технических измерений в промышленности. Основным рекомендуемым способом кон- троля функционального и физического состоя- ния человека является медицинский контроль, который подразумевает использование клини- ческих (анамнез; физическое (физикальное) обследование, производимое с помощью орга- нов чувств врача) и параклинических (антро- пометрия, термометрия, инструментально- функциональные, лучевые (рентгенологические и магнитно-резонансные), ультразвуковые, ра- диоизотопные, термография (тепловидение), эндоскопические, лабораторные, функциональ- ные пробы и др.) методов медицинского обсле- дования [4]. Учитывая невозможность всех организа- ций, предоставляющих физкультурно-оздоро- вительные услуги, иметь в наличии сложное оборудование медицинского контроля показа- телей функционального состояния и физиче- ской подготовленности клиента, можно вос- пользоваться средствами контроля, широко применяемыми в практике спортивной меди- цины и физического воспитания (функцио- нальные пробы и тестовые задания). Не исклю- чено также использование методов экспертных оценок для исследования количественных и качественных свойств, показателей физическо- го развития, функциональной и физической подготовленности человека, несвязанных непо- средственно с объективными измерениями (оценка специалистов-экспертов) [5]. Суще- ствует возможность использования аппаратно- программных комплексов для диагностики функционального состояния человека (тестиро- вание с помощью компьютерных программ). Мы предлагаем условно разделить показа- тели физического и функционального состоя- ния в зависимости от применяемых средств и методов диагностики для обеспечения прин- ципа взаимозаменяемости контрольного ком- плекса показателей: 1. Показатели 1-й группы, получаемые в результате медицинского обследования, т. е. показатели, характеризующие состояние сер- дечно-сосудистой, нервной, дыхательной, мы- шечной и других систем (сфигмоманометрия, тонометрия, спирометрия, электрокардиогра- фия, фонокардиография, поликардиография, электронейромиография и др.). Методы оценки качества объектов и процессов 154 Приборы и методы измерений, № 2 (3), 2011 2. Показатели 2-й группы, получаемые с помощью средств и методов диагностики спор- тивной медицины (функциональные пробы). 3. Показатели 3-й группы, получаемые с помощью средств и методов диагностики фи- зической подготовленности человека. 4. Показатели 4-й группы, получаемые с помощью специализированных средств и мето- дов диагностики (например, аппаратно-про- граммные средства тестирования функцио- нального состояния и сенсомоторных способ- ностей). Соответственно, охарактеризовать функ- циональное и физическое состояние клиента, определить возможность достижения клиентом поставленных целей возможно с помощью назначения определенного модуля контроль- ного комплекса показателей. В этот модуль входят те показатели, которые возможно про- контролировать непосредственно в условиях организации, предоставляющей физкультурно- оздоровительные услуги. Например, при организации физической подготовки необходимо обеспечить диагно- стику функционального и физического состоя- ния клиента по показателям частоты сердечных сокращений, артериального давления (АД), си- стемы внешнего дыхания, признакам утомляе- мости и степени выполнения нормативов физи- ческих упражнений. Этого можно достичь с помощью выбора модуля контрольного ком- плекса показателей, который будет характери- зоваться применением общедоступных средств и методов медицинского обследования (опре- деление пульсовых характеристик, определение АД с помощью тонометра), спортивной меди- цины (определение показателей системы внеш- него дыхания с помощью пробы Штанге, опре- деление степени утомляемости с помощью ви- зуального наружного осмотра) и физического воспитания (результативность выполнения те- стовых упражнений), при этом удовлетворяя критериям информативности с заданной веро- ятностью. Однако обеспечить оценку функцио- нального состояния и физической подготов- ленности клиента можно и с помощью выбора другого модуля контрольного комплекса пока- зателей, характеризующегося применением сложного медицинского оборудования и тре- нажерно-исследовательских стендов с системой контроля параметров выполнения упражнений, гарантирующего информативность контроли- руемых показателей (рисунок 2). Рисунок 2 – Выбор модулей контрольного комплекса показателей Методы оценки качества объектов и процессов Приборы и методы измерений, № 2 (3), 2011 155 На основе классификации целей физиче- ского совершенствования и уровней функцио- нального состояния и физической подготов- ленности клиентов, нами предлагается база данных «состояния – цели». В этой базе дан- ных, определенной в виде матрицы «состоя- ния – цели», содержится в определенном по- рядке массив кластеров, каждый из которых представляет собой взаимосвязанный набор состояний клиента и целей его физического совершенствования по схожим характеристи- кам (рисунок 3). Мы хотели бы также более подробно остановиться на вопросе определе- ния методики формирования корректной ти- повой программы физической подготовки клиента. Рисунок 3 – Матрица «состояния – цели»: Cij – дискретное множество ситуаций «состояния – цели»; Кmn – множество кластеров типовых си- туаций «состояния – цели» Разработана «механистическая» модель реального процесса формирования типовой программы физической подготовки и индиви- дуального плана тренировочных занятий с учетом состояния и физической подготовлен- ности клиента с точки зрения физико-ма- тематических подходов моделирования раз- личных процессов. Установлено, что дости- жение результата (цели) физической подго- товки функционально связано с характеристи- ками (элементами) состояния и работы вы- полненной клиентом на начальном этапе заня- тий физическими упражнениями. Соот- ветственно, управление этими элементами позволяет реализовать процесс физической подготовки клиента с целью достижения по- ствленных целей. Индивидуальный план физической подго- товки включает назначение определенного комплекса физических упражнений, интервалов и характера отдыха и др. Физические упражне- ния на тренажерах можно представить как че- редование циклов определенной физической деятельности. Каждая тренировка состоит из цикла серий упражнений, серия – из подходов, подход – из определенного количества упражнений (дви- гательных действий). Таким образом, можно представить процесс физической подготовки в виде иерархической структуры циклов, где высшим уровнем будет являться непосред- ственно сам процесс физической подготовки, состоящий из последовательности (циклов) тренировок (уровень 1). В свою очередь тре- нировка состоит из серий упражнений (уро- вень 2), серия – из подходов (уровень 3), под- ходы – из упражнений (уровень 4) (рисунок 4). Очевидно, что результат физической под- готовки Rп является функцией результата тре- нировок Rтр, соответственно результат трени- ровки Rтр – функцией результата серии подхо- дов Rсер, результат серии подходов Rсер – функ- цией результата подхода упражнений Rп, ре- зультат подхода упражнений Rп – функцией результата выполнения упражнения Rупр. Rфп = f1(Rтр) > Rтр = f2(Rсер) > Rсер = = f3(Rп) > Rп = f4(Rупр). Весь процесс физической подготовки мож- но представить в виде определенной функции, которая характеризуется наличием иерар- хически вложенных циклов: Rфп = f1(f2(f3(f4(Rупр)))). Каждый цикл в процессе сменяется про- межутком времени, на котором не происхо- дит выполнения работы, т. е. временем отды- ха после выполнения подхода упражнений. Таким образом, функция описания трениров- ки будет иметь импульсивный характер, где каждый импульс будет соответствовать вы- полняемому подходу упражнений. Методы оценки качества объектов и процессов 156 Приборы и методы измерений, № 2 (3), 2011 Рисунок 4 – Иерархическая структура процесса физической подготовки («механистическая» модель) Учитывая то, что весь процесс тренировки состоит из упражнений, и используя физико- математические и механистические подходы моделирования процесса выполнения физиче- ских упражнений, график функции можно представить в виде последовательности циклов или сигнала определенной формы (рисунок 5), основные характеристики которого описаны в ГОСТе 16465-70 «Сигналы радиотехнические измерительные». Очевидно, что результат зави- сит от результата выполненного упражнения, основными элементарными характеристиками которого являются амплитуда упражнения А, углы интенсивности нагружения α и разгруже- ния β, продолжительность упражнения tупр и продолжительность отдыха tотдыха, т. е.: Rупр = f(A, α, β, tупр, tотдыха). Методы оценки качества объектов и процессов Приборы и методы измерений, № 2 (3), 2011 157 Рисунок 5 – «Механистическая» модель подхода как элементарного модуля модели процесса физиче- ской подготовки Заключение Предложено решение проблем организа- ции процесса предоставления физкультурно- оздоровительных услуг, имеющее отличитель- ные особенности от используемых сегодня: – определена структура разрабатываемой модели системы менеджмента результативно- сти предоставления услуги и сформулированы ее этапы жизненного цикла в соответствии с принципами менеджмента качества; – предложена модульная система функцио- нальной взаимозаменяемости контрольного комплекса показателей функционального со- стояния и физической подготовленности кли- ента; – разработана «механистическая» модель процесса формирования типовой программы физической подготовки и индивидуального плана тренировочных занятий потребителя физкультурно-оздоровительных услуг на ос- нове результатов изучения процесса физиче- ской подготовки. Список использованных источников 1. Галкин, В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес : учебное пособие / В.В. Галкин. – М. : КНОРУС, 2006. – 320 с. 2. Системы менеджмента качества. Требования: СТБ ISO 9001-2009. – Введен 20.02.2009 г. – Минск : БелГИСС : Госстандарт, 2009. – 42с. 3. Методы менеджмента качества. Методология описания сети процессов : монография / П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.Л. Соломахо. – Минск : БНТУ, 2006.– 484 с., ил.: 139. 4. Макарова, Г.А. Спортивная медицина : учеб- ник / Г.А. Макарова. – М. : Советский спорт, 2003. – 480 с: ил. 5. Теория и методика физического воспитания : учебник для институтов физической культу- ры / под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новико- ва. – 2-е изд., испр. и доп. (В 2 т.). – М. : Физ- культура и спорт, 1976. – Т. 1. – 304 с. Khorloohiyn A.S., Serenkov P.S., Vasyuk V.E., Kovel S.G. Of the concept of quality of physical perfection in the context of quality of life The urgency of definition of the concept of quality of physical perfection in a context of quality of life is described. Necessity of application to the decision of the given problem of system approaches is shown. The Методы оценки качества объектов и процессов 158 Приборы и методы измерений, № 2 (3), 2011 structure of developed model of system of quality management of granting of service as complex of the inter- connected systems is defined. Questions of maintenance of a complex of means and methods of an estimation of a condition of the client and definition of a technique of formation of the correct typical program of physi- cal preparation of the client are allocated. (E-mail: x_as @mail.by) Key Words: sport-sanitary services, quality management system, system «person–training apparatus– environment». Поступила в редакцию 28.09.2011.