8 УДК 339.16.612.32:004 ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЫХ ИНТЕРНЕТ-ПЛОЩАДОК студент гр. 103222 Дударчик А.С. Научный руководитель - ст. преп. Лавренова О.А. Белорусский национальный технический университет Минск, Беларусь Актуальность развития систем электронной торговли в секторе В2В для Республики Беларусь обусловлена не только необходимо- стью решения проблемы сбыта продукции, но и высокой эффектив- ностью электронных технологий. Формированию цивилизованного, прозрачного, высокоорганизованного рынка во многом способству- ет внедрение торговых В2В интернет-площадок. Торговые В2В интернет-площадки объединяют в одном инфор- мационном и торговом пространстве компании покупателей и про- давцов. Как эффективный бизнес-инструмент интернет-площадка обеспечивает участникам возможность круглосуточной работы, глобализацию с минимальными инвестиционными вложениями, выступает как дополнительный низкозатратный канал сбыта [1]. Компании-участники В2В торговых интернет-площадок получают ряд существенных преимуществ, ключевыми из которых являются: снижение издержек и рост доходов. Минимизация издержек для компании-продавца связана с возможностью адекватной оценки складских запасов, повышением точности прогноза сбыта, а для по- купателя – с повышением качества выбора поставщиков при прове- дении закупок. Для компаний-продавцов дополнительными преимуществами являются: быстрый поиск торгов; экономия средств на рекламе; прозрачность и открытость процесса продаж; честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы; участие в торгах без географических ограничений; снижение стоимости управления заказами; упрощенный документооборот и делопроизводство. С точки зрения модели организации торгов В2В интернет- площадки делятся на 3 группы: сайты-каталоги, аукционы и биржи. Сайты-каталоги расширяют торговое пространство продавцам, по- вышают эффективность доступа к ним покупателей. Электронные аукционы изначально являлись типичным примером торгов в сек- 9 торе C2C, обеспечивая взаимодействие частных лиц. Для сектора В2В аукционы позволяют компаниям осуществлять оптовые закуп- ки по сниженным ценам, для продавцов сокращают время оборота запасов и обеспечивают доступ к новым рынкам сбыта. Сайты- биржи позволяют компаниям участвовать в публичных торгах, обеспечивают прозрачное и объективное ценообразование. Анализ проведения электронных торгов на крупнейшей белорус- ской площадке – Белорусской универсальной товарной бирже (БУТБ, http://www.butb.by/) свидетельствует о том, что в настоящее время БУТБ является одной из крупнейших товарных бирж не только в Республике Беларусь, но и в Восточной Европе. Это под- тверждается фактом участия в торгах значительного количества иностранных компаний. С 2003 года и по состоянию на 31.12.2013 на БУТБ зарегистрировано 12975 компаний, в том числе 2774 нере- зидента из 56 стран мира [3]. По данным [2] дополнительная выручка и финансовые средства резидентов Республики Беларусь, сэкономленные за счет роста экс- портных и снижения закупочных цен на торгах БУТБ в 2012-2013 составили 1039,80 млрд белорусских рублей. Вместе с тем, проведенный сравнительный анализ функциональ- ных возможностей белорусских и зарубежных В2В интернет- площадок показывает, что зарубежные интернет-площадки предо- ставляют заинтересованным пользователям больший объем инфор- мации, в том числе аналитической и обучающей, что несомненно способствует увеличению числа участников интернет-площадок и расширению рынка электронной торговли. Литература 1. E-marketplaces или виртуальные торговые площадки. [Элек- тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-commerce.ru/ biz_tech/implementation/ b2b/ emarketplaces.html 2. Биржевой бюллетень № 1 (34) / ОАО «Белорусская универ- сальная товарная биржа» / январь 2014. 3. Статистика. Регулирование закупок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/regulation-public- procurement/statistika.