5 транзакционной и перцепционной лояльностей. Часто комплексная лояльность операционализируется в форме индексов лояльности. Для достижения лояльности потребителей необходимо органи- зовать постоянный мониторинг их удовлетворённости и переориен- тировать работу предприятия на потребителя, в первую очередь, привязав систему премирования сотрудников к степени удовлетво- рённости [1]. Когда предприятие хочет реализовать сложно- техническую продукцию, оно должно понимать что решение будет принимать сотрудник предприятия-покупателя, и предприятие- продавец должно наглядно продемонстрировать преимущества сво- его товара, используя, в том числе, входные данные потребителя. Только обеспечив достойное качество товара, приемлемую с точки зрения потребителя цену, качественное сервисное обслуживание и другие факторы, влияющие на отношение потребителя к продукции изготовителя и формирующие его цену потребления товара, можно добиться лояльности клиентов. Литература 1. Райхельд, Фредерик Ф. Эффект лояльности: движущие силы экономического роста, прибыли и непреходящей ценности / Фреде- рик Ф. Райхельд, Томас Тил.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. - 384 с. УДК 339.137 ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ студент гр. 103222 Демяшкевич В.А. Научный руководитель – канд. экон. наук, доцент Плясунков А.В. Белорусский национальный технический университет Минск, Беларусь Процесс планирования бюджета является одним из наиболее важных процессов на предприятии. В ходе выполнения этого про- цесса, кроме планирования распределения ресурсов решаются такие задачи как: 1) планирование финансовых результатов компании; 2) определение величин набора финансовых показателей, по 6 которым будет определяться эффективность работы управляющих разного уровня на предстоящий плановый период; 3) приоритезация направлений развития компании; 4) выявления возможного дефицита финансирования деятель- ности компании и разработка вариантов его устранения; 5) анализ обоснованности локальных бюджетов по центрам от- ветственности; Отлаженный процесс планирования бюджета дает возможность достигать такие цели как: 1) эффективное распределение ресурсов компании; 2) определение направлений сокращения планируемых затрат; 3) планирование доходной части бюджета дает возможность определить поведение компании на рынке в части ценовой полити- ки, работу маркетинговой службы и т.д., чтобы обеспечить дости- жение запланированных финансовых результатов; Проблемы, возникающие в ходе процесса планирования бюдже- та и, в последствие, влияющие на его качество, могут быть разнооб- разными. Например, к ним может относится отсутствие четких сфер ответственности среди управлений компании, низкое качество входных данных, отсутствие унифицированных методик планиро- вания в разрезе центров ответственности, отсутствие у менеджеров понимания целей планирования бюджета и т.д. Результатом отлаженного процесса планирования бюджета бу- дут данные высокого качества, используемые высшим руковод- ством для принятия стратегических и оперативных управленческих решений; ориентиры для эффективного управления финансовыми потоками компании; потенциал сокращения затрат в каждом центре ответственности и т.п. Планирование бюджета предприятия дает возможность опреде- лить потребность в ресурсах на предстоящий период, спрогнозиро- вать финансовые результаты, и определить соответствие имею- щихся ресурсов поставленным целям развития предприятия. Таким образом, процесс планирования бюджета является важной состав- ляющей в осуществлении сбалансированной деятельности компа- нии.