30 Т Е М А НОМ ЕРА Архитектура и строительство 6|2014 АРХИТЕКТУРНАЯ ЭСТЕТИКА МАТЕРИАЛА с ", i Армен Сардаров 1. Первоосновы Создание и совершенствование среды жизне­ деятельности человека происходят в матери­ альных условиях. Независимо от той либо иной философской позиции (материалистической, идеалистической) необходимо признать, что все мы живем в материальном мире и эволюция его осуществляется материальным образом. Другое дело, что мир естественной природы, существо­ вавшей еще до мыслящего человека, определял и определяет основные условия нащих антропо­ генных преобразующих действий, в том числе влияет на характер архитектурно-строительной деятельности, изменяющей природную среду и приспосабливающую ее к нуждам человека. Мир природы дал человеку для преобразова­ ний три исходных материала: камень, дерево, глину (рис. 1, а, б, в). Каждый из них, во многом изначально определяющий состав материальной оболочки нащей планеты, воплощал в себе важ­ нейшие качества, необходимые для использова­ ния: прочность (камень), обрабатываемость (де­ рево), пластичность (глина). Практически все три «архетипа» материалов прошли через строитель­ ную историю человечества и активно применяют­ ся сегодня. Конечно, современное использование камня, дерева и глины в значительной степени от­ личается от того, что происходило 4-5 тысяч лет назад. Технологии изготовления и использования строительных изделий и конструкций непрерывно Рис. 1. Цвет и фактуры строительных конструкций из камня (а), дерева (б) и глины (в) б) совершенствуются, однако эти материалы до сих пор остаются доминирующими в архитектурно- строительном материальном процессе. Вмещательство человека в обработку исход­ ных материалов началось также очень давно: камень обтесывали, чтобы легче укладывать, из дерева изготовляли сопрягаемые элементы, а глина, вначале существовавшая как вяжущее, породила необожженный кирпич, который позд­ нее, после обжига, стал приобретать свойства камня. Уже в древнейшей архитектурной истории возникла проблема отделки материала с целью достижения его большей декоративности. Одна­ ко это не всегда давало положительный резуль­ тат. Так, Плутарх писал о том, что колонны из пен- телийского мрамора «обтесали и отшлифовали, что не столько придало им блеска, сколько лиши­ ло соразмерности и красоты» [1, с. 123]. Вероятно, первым подлинно искусственным строительным материалом можно все-таки счи­ тать железо, хотя в древности оно использова­ лось фрагментарно и только в качестве крепеж­ ных элементов. 2. Свойства материалов Каждый из строительных материалов имеет кон­ кретные физико-химические свойства, определя­ ющие характер их конструктивного использования. Они влияют на внешние качества того или иного материала, которые также константны: это цвет, фактура, способность поглощать или отражать свет. Эти качества в свою очередь определяют то, что можно назвать внешней красотой, эстетикой строительного материала. Главная проблема эс­ тетики - открытость или, наоборот, скрытость внешних природных качеств материала. Трудно хронологически точно идентифициро­ вать, когда основной (конструктивный) строи­ тельный материал стали отделывать (украшать). Например, известно, что Парфенон (как и другие греческие храмы), и сегодня великолепный в сво­ ей естественной красоте стен, колонн и фрон­ тонов из пентелийского мрамора, был щед­ ро укращен цветными росписями (рис. 2, а, б). Так родилось направление, известное как деко­ рирование, хотя первоначально латинское сло­ во decorum означало «то, что приличествует», «то, что соответствует», а вовсе не то, что допол­ няет или укращает. Знаменательно, что, несмот­ ря на убедительные открытия ученых, доказыва­ ющих наличие декоративной окраски античных храмов, сейчас не делается попыток снова окра­ сить их при реставрации. Архитектура и строительство | www.arcp.by ТЕ М А НОМЕРА 31 3. Принципы и формы отделки В древности в понятие отделки входила прежде всего тщательная обработка материала (что поз­ воляло максимально открывать его природные свойства). Впоследствии родились три основных способа внешней отделки: окраска, оштукату­ ривание, облицовка Штукатурные декоративные растворы на ос­ нове извести были известны еще в древнерим­ ской архитектуре (рис. 4). Внешнее открытие или скрытие материала под слоем штукатурки или облицовки, как особый архитектурный прием, всегда имело определенное эстетическое, худо­ жественное значение. Например, первые христи­ анские сооружения (Греция, Италия, Малая Азия, Армения) были сложены из естественного кам­ ня или кирпича без отделки, что соответствовало Рис. 4. Фрагмент стены древнеримского дома в Помпеях с остатками оштукатуривания Рис. 2. Парфенон. Современный вид (а). Проект исторической реконструкции западного фасада (б) В данной связи интересно сравнить традици­ онную китайскую и японскую архитектуру. Если у японцев деревянные конструкции не приня­ то было отделывать, а оставлять в естественном виде, то экстерьеры китайских дворцов и пагод обильно покрывали декоративными росписями (рис. 3, а, б). Эти, казалось бы, внешние приемы глубоко связаны с внутренним миром, ментали­ тетом народов, по-разному ощущающих красоту и то, что мы называем «правда материала». Рис. 5. Раннехристианская постройка. Равенна. V в. Рис. 3. Образ традиционной буддистской пагоды. Япония (а), Китай (б) двум задачам: во-первых, не заявлять активно о себе (христианство только вышло из подполья), во-вторых, под­ черкнуть через естественность облика особую истинность, чистоту христиан­ ского учения (рис. 5). Впоследствии в христианскую архи­ тектуру приходит все больше элемен­ тов декора в виде деталей, скульптур, облицовки, а позднее (в эпоху барокко) и оштукатуривание (рис. 6). Этот про­ цесс перехода от «правды материала» к его сокрытию, к архитектурной услов­ ности отмечал замечательный зод­ чий и ученый А.К. Буров: «У Палладио камень, казавшийся в XV веке непре- 32 I ТЕ М А НОМЕРА Архитектура и строительство б|2014 Рис. 6. Барочный белорусский храм. Ивенец. XVIII в. Рис. 7. Фрагмент руин средневекового армянского храма. Ани 4. Современные эстетические проблемы К распространенным негативным тенденци­ ям нашей архитектурной практики можно от­ нести использование слишком большой цвето­ вой палитры в одном архитектурном сооружении (рис. 9). Классический архитектурно-эстетиче­ ский подход всегда допускал три цвета - два ос­ новных и третий дополнительный, используемый в деталях. Важной эстетической проблемой являются и свойства красок: например, акриловые фасад­ ные краски в значительной степени «омертвля­ ют» экстерьерную и интерьерную архитектурную поверхность, придавая ей безжизненный харак­ тер. Это особенно тревожно при реконструк­ ции и реставрации исторических зданий, когда «пластмассовая» фактура новой покраски унич­ тожает художественный образ памятника, его эс­ тетику (рис. 10, а, б). менным материалом для изображения ордера, начисто заменяется штукатуркой. В ордере раз­ рывается последняя органическая связь с текто­ никой, и он переходит в условную неизменную ка­ тегорию» [2, с.135]. Промежуточную форму (конструкция, перехо­ дящая в отделку) демонстрирует средневековая армянская архитектура, где в единую конструк­ цию стены входят основные несущие и отделоч­ ные элементы, а внещняя ее поверхность под­ черкнуто обработана и декоративна (рис. 7). Керамическая облицовочная плитка также име­ ет многовековую историю - впервые ее отмечают в таком замечательном архитектурном оооруже- нии, как ворота Иштар в Вавилоне (рис. 8). Инте­ ресно, что пропорции глазурованных отделочных элементов ворот, выполненных за 500 лет до на- щей эры, практически совпадают с пропорциями еще недавно щироко использовавщейся в нащей строительной практике керамической облицо­ вочной плитки («кабанчик»). ■ . ■ І Г 1 ■ ■ И П . Рис. 9. Современная окраска фасада жилого дома. Минск Рис. 8. Фрагмент ворот Иштар в Вавилоне. VI в. до н.э. Современные проблемы последовательных взаимоотнощений «натуральность - отделка - ис­ кусственность» во многом повторяют историче­ ские ретроспективы, несмотря на то что номен­ клатура строительных и отделочных материалов тысячекратно возросла. По-прежнему актуаль­ ны все три составляющие внешней поверхности здания, которые определяют его эотетику: цвет, фактура, способность материала и конструкции к отражению или поглощению света. Общей архитектурной тенденцией сегодня- щнего дня является уход от «правды материа­ ла» в сторону больщей декоративности, внещней эффектности. Новые строительные и отделоч­ ные материалы, даже имитирующие натураль­ ные, создают новую среду, где преобладает ис- кусотвенный декоративно-глянцевый характер. а) б) Рис. 10. Натуральная (а) и окрашенная (6) поверхности стен кирпичных домов на ул. К. Маркса в Минске Архитектура и строительство | www.arcp.by ТЕ М А НОМЕРА 33 Традиционное оштукатуривание как дорого­ стоящая и трудоемкая работа все больше утра­ чивает значение во внешней отделке. Во мно­ гом утеряны технологии нанесения терразитовых штукатурок, которые блестяще применялись Рис. 11. Использование терразитовой штукатурки. Фрагмент стены (а). Дом офицеров в Минске (б). Архит. И. Лангбард а ) 2. Необходим постоянный архитектурный диа­ лог между натуральностью и искусственностью используемого материала, между открытостью и скрытостью его внешних качеств. 3. В условиях новых возможностей применения большей палитры материалов проектировщикам особенно важно осознанно использовать тради­ ционные композиционные приемы: контрастиро­ вание или нюансирование в сопрягаемых архи­ тектурных поверхностях. 4. Можно рекомендовать в строительные кон­ струкции, изготавливаемые индустриальным спо­ собом, вводить такой натуральный материал, как керамика. в 30-е - 50-е годы прошлого века при возведении зданий в Минске (рис. 11, а, б). Новые штукатур­ ные растворы и технологии их укладки нередко изменяют эстетический облик сооружения. Повсеместное использование навесных фаса­ дов из стекла, металла, композитных материалов также является важной эстетической проблемой. Известно, что обширные отражающие поверх­ ности «дезинтегрируют» массу сооружения, рас­ творяют его в окружающей среде. Важно, одна­ ко, чтобы это свойство материала и вызванные им внешние эффекты были учтены в архитек­ турном решении и зеркальное отражение спо­ собствовало обогащению эстетики сооруже­ ния и раскрытию его образных качеств (рис. 12). Наиболее удачны такие постройки тогда, когда свойства новых отделочных материалов проду­ маны, подчеркнуты, когда в экстерьерах осознан­ но использованы такие композиционные приемы, как контраст и нюанс (рис. 13, а, б). ВЫВОДЫ 1. При применении новых строительных кон­ структивных и отделочных материалов всегда должны учитываться эстетически традиционные свойства их поверхностей: цвет, фактура, спо­ собность к отражению света. Рис. 12. Остекленные фасады создают эффект дезинтеграции массы здания Рис. 13. Использование композиционных принципов контраста и нюанса фактуры и цвета в фасадах зданий. Здание Банка развития Республики Беларусь. Архит. О. Воробьев (а). Административно­ торговое здание по ул. Кирова в Минске. Архит. В. Дражин (б) б) 5. В архитектурной школе и на практике не­ обходимо постоянно обращаться к изучению предмета «Архитектурное материаловедение», особенно во взаимодействии с эстетическими проблемами архитектуры [3]. Литература 1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. Том 1 (пер. с лат.). - М.: Наука, 1994 2. Буров, А.К. Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Сужде­ ния современников. М.: Искусство, 1980. 3. Айрапетов, Д.П. Архитектурное материаловедение. - М.: Стройиэдат, 1983.