34 УДК 368 (476) Анализ состояния страхового рынка Республики Беларусь Кульбацкий В.С. (научный руководитель – Винокурова Н.Е.) Белорусский национальный технический университет Минск, Беларусь В Беларуси различают следующие виды страхования: имущества: объекты недвижимости, транспорт, станки и обору- дование, грузы, запасы, материалы и комплектующие; гражданской ответственности (перевозчиков, экспедиторов, това- ропроизводителей) и профессиональной ответственности (архитекто- ров, инженеров, аудиторов, медицинских работников, частных нота- риусов, антикризисных управляющих и других); предпринимательских рисков: от вынужденных перерывов в про- изводстве; строительно-монтажных; ценностей касс; здоровья и жизни: от болезни и несчастного случая; профессио- нальных заболеваний; медицинские расходы; ответственности нани- мателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников; прочие виды страхования, например, организаций, создающих повышенную опасность для окружающих. Страхование осуществляется в добровольном порядке и обяза- тельном, кроме того, страховые организации все чаще предлагают комбинированное страхование, что обусловлено ориентацией стра- ховщика на несколько видов страхования. На 01.01.2012 г. в республике действовало 24 страховые органи- зации, из которых 4 занимались страхованием «жизни» и одна спе- циализированная перестраховочная компания (БНПО). Структура рынка по сбору страховых взносов за 2010-11 годы существенно не изменилась. ОАО «Белгосстрах» по-прежнему занимает доминирую- щие позиции, хотя его доля на рынке после некоторого снижения в 2006-08 годах снова увеличилась, достигнув без малого 58% от сбора всех страховщиков, превысив 60% в страховании «не жизни». Правда, причины этого роста очевидны – в 2008 году заработало два новых вида обязательного страхования. Шестерку преследова- телей Белгосстраха составили пять государственных страховщиков, допущенных к обязательному страхованию (ТАСК, Промтрансинвест, 35 Белнефтестрах, Белкоопстрах, Белэксимгарт) и лучшая негосударст- венная компания – Би энд иншуренс Ко. По прямому страхованию и сострахованию сборы за последние 5 лет возросли более, чем на 10%, хотя и здесь без введенного обя- зательного «сельхозстрахования» темпы роста оказались бы значи- тельно ниже. При этом надо отметить, что в странах, в которых наблюдается наибольший объем страховых взносов в ВВП (более 7%), взносы по страхованию «жизни», как правило, существенно превышают сборы по страхованию «не жизни». Например, более чем двухкратное превышение сборов по страхованию «жизни» демон- стрирует во Франции, Великобритании, Бельгии, Дании, Финляндии, Португалии, Ирландии. В Республике Беларусь в последние годы превалировало обяза- тельное страхование, так доля только страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОС ГО) у некоторых компаний до- ходила до 70% от общей суммы взносов, например, в портфеле Бел- коопстраха – 62%, а Белгосстрах со своим большим портфелем обя- зательных видов даже немного снизил их долю. За последние несколько лет в части роста совокупных активов бе- лорусского страхового рынка произошли существенные изменения: в соответствии с Указом № 530 страховщики к 01.05.2008 года должны были довести свои уставные фонды (УФ) до 50% его мини- мального размера и к 01.05.2011 году сформировать УФ в следую- щих размерах: 1 млн евро для страховщиков «не жизни», 2 млн евро для страховщиков «жизни», 5 млн евро – для чистых перестра- ховщиков; определено, что государство гарантирует выплаты помимо обя- зательных видов страхования, еще по страхованию жизни, однако при условии заключения договоров с госкомпаниями; внесены изменения в деятельность страховых агентов и бро- керов. Указом № 236 в последующем были внесены некоторые измене- ния в законодательство, но основным игроком по-прежнему осталось государство и преференции – для государственных страховщиков и у страховщиков с долей государства в УФ более 50%. И только у предприятий, созданных в населенных пунктов с численностью до 50,0 тыс. чел. появилась возможность страховать свои имуществен- 36 ные интересы напрямую у иностранных инвесторов и страховых бро- керов (Декрет Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 1). Указ № 280 явился чуть ли не единственным решением, приня- тым в духе рыночных преобразований и либерализации националь- ного страхования. Отныне взносы по основным имущественным видам страхования (имущество юридических лиц, КАСКО, грузов) и некоторым видам ответственности включаются предприятиями в себестоимость. Как известно, с 2009 года существенно изменилось законода- тельство в отношении порядка уплаты подоходного налога. Приня- тие п. 1.2 статьи 14 Закона «О подоходном налоге с физических лиц» гарантировало возможность гражданам республики больше инвестировать в себя и свое будущее, т.к. они получили право на ежемесячный налоговый вычет в сумме до 2-х базовых величин (т.е. 200,0 тыс. руб.) по суммах, направляемым в качестве взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет. В последнее время заметны попытки государства как-то изменить ситуацию на страховом рынке, придать динамизм сбору страховой премии, добиться более широкого охвата страховыми услугами, при- влечения инвестиций в страховую отрасль, увеличения капитализа- ции страховщиков. Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011–2015 годы подготовлена с учетом комплекса мер, предусмотренных в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь. К 2015 году запланировано достичь роста страховых взносов, приходящихся на душу населения, к уровню 2010 года в 3,5 раза (1,3% к ВВП).