74 ТЕОРИЯ Архитектура и строительство 3|2014 Участие в оценке результатов недавно проведенного конкурса на архитектурно­ градостроительное развитие территории бывшего аэропорта Минск-1 с общественно­ деловым центром «Минск-Сити» навело на желание поделиться с коллегами мыслями о том, о чем мы все больше забываем, - об архитектурной и градостроительной композиции, о создании современных архитектурных и градостроительных ансамблей. АНСАМБЛИ И АНТИАНСАМБЛИ георгий Потаев Ансамбли. Ансамбль (фр. ensemble - вместе) - взаимная согласованность, стройное целое. Архитектурный ансамбль - гармоничное единство архитектурных сооружений в простран­ ственно организованной среде (площадь, улица и др.), которое отвечает определенному идейно­ художественному содержанию и композиционно­ му замыслу. Основными средствами формирования ар­ хитектурного ансамбля являются: согласо­ ванность масштаба, пропорций, ритма за ­ стройки, соподчиненность главных и второ­ степенных компонентов, использование эсте­ тических качеств ландшафта и декоративно­ го искусства (скульптура, малые архитектур­ ные формы и Т .П .), доступность зрительного восприятия общей обьемно-пространствен- ной композиции [1]. Почти со всем, что написано авторами этого определения и опубликовано в 1990 г., можно со­ гласиться. Термин «архитектурный ансамбль» обычно используется к относительно небольшим градо­ строительным образованиям (площадью до не­ скольких гектаров), которые можно зрительно воспринимать как единую объемно-пространст­ венную композицию. Например, архитектурные ансамбли исторических площадей Навона, На­ рода в Риме, улицы России в Санкт-Петербур­ ге и др. Парк музыки Auditorium в Риме (архит. ателье Ренцо Пьяно): 1. Один из концертных залов 2. План парка музыки 3. Входная зона 4. Открытый амфитеатр 5. Объекты обслуживания - музыкальный и книжный магазины, кафе, рестораны Архитектура и строительство | www.arcp.by ТЕОРИЯ I 75 Музей транспорта Riverside в Глазго (архит. ателье Заха Хадид): 6. Вид со стороны канала 7. Вид сверху 8. Посетители музея имеют возможность окунуться в историческую атмосферу 9. Искусственный ландшафт у стен музея 10. Малые ландшафтно-архитектурные формы 1» 10 Можно привести примеры современных архитектурных ансамблей. Например, Парк музыки Auditorium в Риме (архит. ателье Рен­ цо Пьяно). Ансамбль включает три крупных объема концертных залов гиперболической формы, объединенных открытъ1М амфитеат­ ром, и обслуживаюЕцие объекты - музыкаль­ ный и книжный магазины, кафе, рестораны (рис. 1-5). Сложные пространственные фор­ мы концертных залов выполнены из простых конструкций и материалов - деревянная об­ решетка, обшитая оцинкованными железны­ ми листами. Более сложные конструкции и материалы применены в новых архитектурных ансамб­ лях, построенных в Шотландии. Riverside Museum - Музей транспорта в Глазго (архит. ателье Заха Хадид). На этот объект первоначально был объявлен между­ народный конкурс, но его результаты не удовлетворили организаторов и проект был заказан заслуживаюгцему доверие автору - Заха Хадид (рис. 6-10). Science Centre - Центр науки в Глазго (архит. Ричард Хорден) включает три объема разной формы и назначения: экспозиционный зал, IMAX- кинотеатр на 370 мест и вышку непонятного на­ значения (рис. 11-13). Архитектурные объемы сложной пространственной формы облицованы листами титана. Следует различать понятия «архитектурный ан­ самбль» и «градостроительный ансамбль». Градостроительный ансамбль - композиционно упорядоченная пространственная система, включа- югцая здания, сооружения, ландшафт, транспорт­ ные и пешеходные пути, созданная по единому ком­ позиционному замыслу и имеюгцая облик, отвечаю­ щий высоким художественным требованиям. Термин «градостроительный ансамбль» исполь­ зуются применительно к более крупным градо­ строительным образованиям (площадью несколько 76 I ТЕОРИЯ Архитектура и строительство 3|2014 десятков, иногда сотен гектаров). В их состав могут входить несколько архи­ тектурных ансамблей, например сис­ тема ансамблей исторического центра Парижа, Санкт-Петербурга. Их объем­ но-пространственная композиция рас­ крывается последовательно, в процес­ се передвижения наблюдателя по тер­ ритории градостроительного образо­ вания. Когда важно подчеркнуть архитек­ турно-пространственные качества градостроительных образований, обычно используется термин «архитек­ турно-градостроительный ансамбль», при рассмотрении планировочных качеств - «градостроительный ан­ самбль». Основными качествами, характери­ зующими ансамблевую застройку. являются системность, целостность, гармоничность архитектурно-про­ странственной композиции. Системность. В архитектуре и градо­ строительстве система (гр. sistema - целое, составленное из частей) - сочетание материальных элементов пространства с их свойствами и отно­ шениями, складывающимися на осно­ ве упорядочения и взаимных связей, что придает сочетанию новые качест­ ва, отличные от качеств составляющих элементов [2]. Системность архитектурных и градо­ строительных ансамблей проявляется в их сложности, структурности, иерар­ хичности. Целостность. Композиционная це­ лостность архитектурных и градо­ строительных ансамблей выражается в единстве, взаимосвязанности их эле­ ментов. Композиционной целостно­ стью обладают группы архитектурных сооружений, расположенных доста­ точно близко друг к другу, что позволя­ ет визуально воспринимать их как еди- 11 Центр науки в Глазго (архит. Ричард Хорден): 11. Общий вид 12. Вид сверху 13. Архитектурные объемы, облицованные листами титана ную архитектурно-пространственную композицию. Если расстояния между архи­ тектурными сооружениями меньше их высоты, то они зрительно объединяются и воспринимаются как целостная пространственная форма. Целостность архитектурных и градостроительных ансамблей проявляется в уравновешенности, сомасштабности, соподчиненности их элементов. Гармоничность. Гармоничность архитектурных и градостроительных ан­ самблей - это соразмерность, пропорциональность элементов архитектурно­ пространственной композиции, ритмический и метрический порядок. Антиансамбли. В процессе развития городов, проведения реконструктивных мероприятий новая застройка далеко не всегда гармонично сочетается со ста­ рой. Образуются антиансамбли - группы бессистемной, хаотичной застройки. Характерными примерами антиансамблей являются финансово-деловые цент­ ры в Нью-Йорке, Токио, Шанхае и других мегаполисах, представляющие собой скопления небоскребов и олицетворяющие принцип «свободы предпринима­ тельства». Каждое здание имеет, как правило, выразительный архитектурный облик, но вместе они образуют архитектурный хаос (рис. 14, 15). Появление подобных градостроительных образований связано с изобретени­ ем небоскребов. Небоскреб (англ, skyscraper) - здание в несколько десятков этажей, как правило, высотой не менее 100 м, в отличие от просто высотных зда­ ний (от 35 до 100 м). В Северной Америке и Западной Европе небоскребами при­ нято считать здания высотой более 150 м (500 футов). Выделяют сверхвысокие небоскребы - более 300 м. Антиансамбли: 14. Вид на центр города, Осака 15. Панорама финансово-делового центра, Шанхай Архитектура и строительство ; www.arcp.by ТЕОРИЯ 77 Небоскребы появились в США в кон­ це XIX в. До этого здания высотой бо­ лее 6 этажей строились редко, так как не было лифтов и насосов, поднимав­ ших воду выше 15 м. С 1870 г. в офис­ ных зданиях начали устанавливать лифты. «Эра небоскребов» началась с возведения в 1885 г. в Чикаго зда­ ния Страховой компании (The Home Insurance Building). Архитектор Уильям Ле Барон Дженни (William Le Baron Jenney) применил новаторскую техно­ логию строительства с использовани­ ем несущего металлического каркаса. Это позволило построить 10-этажное здание высотой 42 м, которое в 1891 г. надстроили еще на два этажа до высо­ ты 54,9 м. Практически сразу после появления первых небоскребов началась «гонка за рекордами»: один за другим строи­ лись здания, претендующие стать «вы­ сочайшими в мире». Особенно остро развернулась борьба в 1920-е - нача­ ле 1930-х годов в Нью-Йорке. В 1930 г. был построен Крайслер-билдинг (77 этажей, 319 м), но уже спустя год новый рекорд высоты, продержавший­ ся более 40 лет, установил Эмпайр- стейт-билдинг (102 этажа, 381,3 м). В 1970-е годы соревнование продол­ жилось. 1972 г. - высочайшими зда­ ниями в мире стали башни Всемир­ ного торгового центра в Нью-Йорке (110 этажей, 417 м), разрушенные тер­ рористами 11 сентября 2001 г., 1973 г .- в Чикаго построен Уиллис-Тауэр (быв­ ший Сирс-Тауэр, 110 этажей, 442 м). В конце XX в. «арена борьбы» пе­ реместилась из США в страны Азии. В 1998 г. возведены «башни-близнецы» Петронас-Тауэрс в Куала-Лумпуре, Малайзия (88 этажей, 452 м) - самые высокие здания XX в. В XXI в. высота небоскребов превы­ сила 500 м - в 2004 г. в г. Тайбэй на Тайване был построен Тайбэй 101 (101 этаж, 508 м). В настоящее время самым высоким зданием в мире является небоскреб Бурдж Халифа, открытый 4 января 2010 г. в Дубае, Объединенные Араб­ ские Эмираты (163 этажа, 828 м. Ав­ тор проекта Эдриан Смит, архитектур­ ное бюро Skidmore, Owings and Merrill). Здание с большим отрывом превос­ ходит не только все небоскребы, но и прочие сверхвысокие сооружения - телебашни, мачты, трубы. 16 17 В настоящее время в мире насчи­ тывается порядка 2,5 тыс. зданий вы­ сотой более 150 м, из них более 50 - сверхвысокие. Больше всего небо­ скребов свыше 150 м в Китае - почти 800, при этом до 1990-х годов в стра­ не (исключая бывшие тогда колония­ ми Гонконг и Макао) не было ни одно­ го. На втором месте США - более 600. В Японии, Объединенных Арабских Эмиратах и Южной Корее - по 100. Небоскребе! - монументе! ушедшим XIX и XX вв. Необходимо отметить, что, появившись как символ прогресса и технических возможностей челове­ ка, они оказались чрезмерно дороги в строительстве и эксплуатации, не­ удобны для пользования. Сложно обеспечить безопасность людей при пожарах. Верхние этажи «раскачива­ ются», окна нельзя открь!вать из-за сильнь!Х ветров и загрязненности воз­ душной средь!. В качестве примера можно сравнить последствия сосредоточенного и рас­ средоточенного размещения небо­ скребов в Лондоне на протяжении по­ следних 10 лет. В начале XXI в. вь!СОт- ная застройка велась преимуществен­ но на территории Доклэнда, на рас­ стоянии около 6 км от исторического центра города, где формировался но­ Изменение силуэта Лондона за последние 10 лет: 16. Концентрация высотной застройки на территории Доклэнда в конце XX - начале XXI в. 17. Рассредоточенное размещение небоскребов в историческом центре Лондона, 2013 г. вь!й финансово-деловой район. Это позволило сконцентрировать строи­ тельство новь!х небоскребов в удале­ нии от исторического центра города. Однако в дальнейшем вь!СОтное строи­ тельство переместилось в центр горо­ да, в район Сити (рис, 16, 17). Сравнивая эти два варианта рас­ положения вь!сотных зданий, можно сделать вывод, что в композиционно­ пространственном отношении более предпочтительно «островное» разме­ щение небоскребов и создание с их помощью антиансамблей в удалении от исторического центра города, чем их бессистемное рассредоточенное расположение, в том числе в истори­ ческой части города, и образование множества антиансамблей. К антиансамблям или полуансамб- лям можно отнести новую работу из­ вестного архитектурного бюро Foster and Partners - Cuartermile (буквальнь!й перевод - «Четверть квадратной ми­ ли», хотя площадь комплекса состав­ ляет 15,75 га) в Эдинбурге. Строитель­ ство еще ведется (до 2015 г.), но ар- хитектурнь!й облик уже сформирован. Это жилой комплекс, которь!й создан на основе переоборудованнь!Х под жи­ лые дома зданий Королевского ла­ зарета, построеннь!Х в 1729-1741 гг. 78 ТЕОРИЯ Архитектура и строительство 3|2014 Новые жилые здания разительно отли­ чаются от своих исторических соседей, образующих классический ансамбль (рис. 18-22). Выводы. Рассматривая архитектуру и градостроительство как творческую дея­ тельность, направленную на создание не только удобной и здоровой, но и эстети­ чески совершенной среды обитания, мы правомерно используем такие понятия, как «архитектурная композиция», «градо­ строительная композиция», «архитек­ турный ансамбль», «градостроительный ансамбль», «градостроительное искус­ ство», «художественный образ города». Композиция (от лат. compositio - сло­ жение, соединение, приведение частей в единство, сопоставление, сочинение) - термин, который обычно используется применительно к произведениям искус­ ства. В художественном творчестве под композицией понимается создание худо­ жественного произведения, части кото­ рого образуют единое целое. Жилой комплекс Quartermile в Эдинбурге (архит. ателье Норманна Фостера): 18. Совмещение исторической застройки с современной 19. Общий вид комплекса 20. Вид сверху 21. Новые здания, композицион­ но контрастирующие с историче­ скими 22. Вид с верхних зтажей на Королевский замок Архитектурная композиция - целостная художественно выразительная система архитектурных форм и пространства, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям [3]. Градостроительная композиция - упорядоченное в соответствии с худо­ жественными требованиями взаимное расположение созданных человеком (антропогенных) и природных компонентов формируемой архитектором про­ странственной среды. Особенность архитектурной и градостроительной композиций заключает­ ся в том, что их эстетические достоинства нельзя рассматривать изолирован­ но от функциональных, социальных, экономических, экологических качеств формируемых объектов. Город воспринимается во времени и в определенной последовательности. В отличие от композиции здания или группы зданий, которые могут представ­ лять собой законченное композиционное решение, композиция города посто­ янно развивается и видоизменяется. Чем больше город, тем в большей сте­ пени расчленено его пространство и сложнее обеспечить его композицион­ ную целостность. Градостроительное искусство - профессиональная творческая деятель­ ность архитектора по созданию градостроительного объекта как художест­ венного произведения с использованием средств градостроительной компо­ зиции. Города являются результатом деятельности многих поколений творцов. Авторский художественный замысел архитектора-градостроителя, будучи однажды реализованным в натуре, не исчезает бесследно, а включается в предыдущие результаты [4]. Литература 1. Волошин, В,Ф. Словарь архитектурно-строительных терминов / В.Ф. Волошин, Н.А. Зельтен, - Минск; Вышэйшая школа, 1990. - 187 с. 2. Градостроительство и территориальная планировка: понятийно-терминологический словарь. Редкол ; Г.А Потаев (отв. ред ), Н А Иодо, К.К. Хачатрянц, А.И. Ничкасов. - Минск: Минсктиппроект, 1999. 3. Кишик, Ю.Н. Архитектурная композиция / Ю.Н. Кишик. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 191 с. 4. Потаев. ГА. Градостроительство: теория и практика / Г А. Потаев. - Москва: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014 432 с.: цв. ил.