26 I ТЕ М А Н О М Е Р А Архитектура и строительство 4|2014 «АРХИТЕКТУРНЫЕ ИКОНЫ» В СИСТЕМЕ ТУРИЗМА георгий Потаев Уникальные архитектурные сооружения во все времена вызывали у людей понятное желание их увидеть и притягивали туристские потоки. Ши­ рокую известность имеют семь чудес Древнего мира (пирамида Хеопса в Гизе, Галикарнасский мавзолей, храм Артемиды в Эфесе, висячие са­ ды Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса Олим­ пийского, Колосс Родосский, Александрийский маяк на острове Фарос), из которых до настоя­ щего времени уцелела лишь пирамида Хеопса. Список современных чудес мира, определен­ ных по результатам всемирного интернет-голо­ сования, приуроченного к началу XXI в., возглав­ ляют Великая Китайская стена, мавзолей Тадж- Махал в окрестностях Агры, Колизей (амфитеатр Флавиев) в Риме, город Петра в Иордании, статуя Христа-Искупителя на горе Корковаду в Рио-де- Жанейро, «потерянный город инков» Мачу-Пик­ чу в Перу, политический и культурный центр майя Чичен-Ица в Мексике. Стряхнем пыль с развалин. В туризме ми­ фы ценятся больше, чем реальность. Например, в туристские маршруты включены многие ны­ не не существующие архитектурные сооруже­ ния, например город Эфес - столица Анатолии, расположенная на территории современной Тур­ ции, вилла древнеримского императора Адриана в окрестностях Рима, другие исторические объ­ екты, от которых остались только руины (рис. 1). Об их былом величии написаны книги. О них рас­ сказывают экскурсоводы, и этого оказывается достаточно, чтобы вызвать интерес туристов. Места демонстрации архитектурных инно­ ваций. Всемирные выставки, или ЭКСПО (EXPO - сокращ. от exposition), стимулируют приезд тури­ стов со всех континентов и собирают миллионы посетителей. ЭКСПО-2010 в Шанхае за 6 меся­ цев посетило 73 млн человек (до 0,5 млн посети­ телей в день). К этому событию преображается облик городов: строятся новые гостиницы, зда­ ния общественного назначения, транспортные коммуникации. Мифы в туризме значат не меньше, чем реальность: руины виллы древнеримского императора Адриана в окрестностях Рима Эскиз советского павильона с 24-метровой скульптурой рабочего и колхозницы (архит. Б. Иофан, скульпт. В. Мухина) для Всемирной выставки в Париже в 1937 г. Все страны стремятся создать выразительные и оригинальные архитектурные решения сво­ их павильонов. На Всемирной выставке в Па­ риже в 1937 г. выделялся советский павильон Архитектура и строительство | www.arcp.by Т Е М А Н ОМ Е Р А 27 С 24-метровой скульптурой рабочего и колхозницы (архит. Б. Иофан, скульпт. В. Мухина, рис. 2), напротив которого был построен монументальный павильон гитлеровской Гер­ мании с орлом над зданием. Всемирные выставки являются ареной демонстра­ ции архитектурных и технологических инноваций. Так, на ЭКСПО-2010 в Шанхае выделялись павильоны Китая «Коро­ на Востока» (стал символом выставки, рис. 3), Великобри­ тании (благодаря шару в «одежде» из 60 тыс. стекловоло­ конных игл, которые переливались разными оттенками на солнце, рис. 4). Павильон Испании отличался сложной про­ странственной формой со стенами из матов, сплетенных вручную наподобие традиционных сельских корзин (рис. 5). Павильон Китая «Корона Востока» стал символом ЭКСПО-2010 в Шанхае Павильон Испании на ЭКСПО-2010 в Шанхае В Афинах, итальянский Турин пригласил Норманна Фосте­ ра, Ренцо Пиано и Арату Исодзаки. Туринская олимпийская деревня (сегодня это комфортабельный жилой район) бы­ ла спроектирована под руководством Бенедетто Камера- на и Джорджио Розенталя в соответствии с современны­ ми биоархитектурными принципами. Алессандро Цоппини создал для Турина «Овал Линготто», который из ледового дворца трансформируется в выставочный центр. Новые олимпийские объекты имеют оригинальный ар­ хитектурный облик и оснащены новейшим оборудованием. Наиболее выразительным сооружением Пекинской олим­ пиады стал стадион на 100 тыс. зрителей - «Гнездо птицы», который благодаря сетчатой структуре, созданной множе­ ством переплетенных балок, вынесенных на наружный фа­ сад, напоминает гигантское гнездо (рис. 6). Напротив ста­ диона построено еще одно уникальное сооружение - На­ циональный плавательный центр «Водяной куб». Это зда­ ние кубической формы, по граням которого, кажется, сте­ кает вода (рис. 7). Эффект достигнут благодаря мембран­ ной структуре из 3 тыс. наполненных воздухом «подушек», снаружи покрытых высокопрочным тефлоном. Такое . 'if 7'łf Павильон Великобритании на ЭКСПО-2010 в Шанхае с «одеждой» из стекловолоконных игл Олимпийские игры уже давно перестали ассоциировать­ ся исключительно со спортивными состязаниями. С не меньшим, чем атлеты, азартом соревнуются между собой города - места проведения игр. К проектированию олим­ пийских объектов привлекаются лучшие архитекторы мира. Сантьяго Калатрава работал над спортивным комплексом Олимпийский стадион в Пекине на 100 тыс. зрителей - «Гнездо птицы» 28 Т Е М А Н О М Е Р А Архитектура и строительство 4|2014 Парк Гуэля является попыткой создать город-сад, в ко­ тором люди могли бы жить в окружении природы и домов- скульптур. Замысел Гауди реализован частично, но и этого достаточно для того, чтобы собирать толпы туристов (рис. 8). Национальный плавательный центр в Пекине «Водяной куб - решение не только эффектно, но и практично: нагретый воздух в «подушках» используется для обогрева помеще­ ния. В летние месяцы работает специальная вентиляцион­ ная система, использующая разницу температур внутри и снаружи здания. К Олимпийским играм в Пекине был построен ряд круп­ ных общественных объектов: третий терминал международ­ ного аэропорта по проекту Норманна Фостера, Больщой Национальный театр по проекту Поля Андре и др. Барселона Гауди. Барселона интересна во многих отно­ шениях, но в первую очередь как город с постройками Ан­ тонио Гауди. Созданные им удивительные здания притягива­ ют туристов со всего света. Саграда Фамилиа - главный ше­ девр архитектора, над которым он работал до самой смер­ ти, но так и не завершил. Это грандиозное сооружение, глав­ ная башня которого достигает высоты 170 м, рассчитано на 15 тыс. верующих. Храм включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк Гуэля в Барселоне (архит. А. Гауди) Туристы на крыше дома Мила в Барселоне (архит. А. Гауди) В разных частях Барселоны расположены дома Бальо, Мила (с музеем Антонио Гауди, рис. 9), Кальвет, дворец Гуэля. На Королевской площади стоят фонари, выполнен­ ные по эскизам мастера. Вена Хундертвассера. Современная архитектура Вены ассоциируется с именем всемирно известного художника Фриденсрайха Хундертвассера. С 1973 г. он активно зани­ мался и архитектурой. В его зданиях нет прямых линий, все течет и струится. Пол «перетекает» в стены, фасады имеют волнообразный силуэт. Дом Хундертвассера (Hundertwasserhaus), который стро­ ился с 1977 по 1986 г., стал реализацией мечты худож­ ника. Напротив него появилась деревня Хундертвассе­ ра (Hundertwasser Village), предназначенная для того, что­ бы отвлечь толпы туристов от жилого дома. В 500 м от них возведен Музей современного искусства (Kunst Haus), на крыше которого Хундертвассер построил для себя пент­ хаус (рис. 10). Таким образом, в центре Вены им создан комп­ лекс зданий, олицетворяющих его представления о красо­ те и ценностях жизни. «Манифест заплесневелости против рационализма в ар­ хитектуре» - книга, опубликованная Ф. Хундертвассером в 1958 г. и излагавщая его взгляды на искусство. Позд­ нее, в 1983 г., им был выпущен сборник эссе «Прекрасные Архитектура и строительство | www.arcp.by Т Е М А Н ОМ Е Р А 29 Не являясь архитектором, Фриденсрайх Хундертвассер сумел создать самобытное и яркое направление в архитек­ туре. Его произведения не спутаешь с другими, они стали объектами туристского паломничества. Музей современного искусства в Вене (автор Ф. Хундертвассер) пути. Мысли об искусстве и жизни». Свои декларации ху­ дожник честно воплотил в жизнь. Он построил здания, сво­ бодные от обгцепринятых норм и стереотипов. Во всех его архитектурных произведениях активно присутствует приро­ да. Кусты и деревья украшают балконы и террасы, крыши зданий покрывает буйная растительность. Даже завод по переработке мусора в Вене (1990-1991) не избежал вклю­ чения природных форм (рис. 11). Завод по переработке мусора в Вене (автор Ф. Хундертвассер) Интерьер гостиницы «Арабская башня», ставшей первым архитектурным объектом, вызвавшим интерес к Дубаю Имиджевая архитектура Арабских Эмиратов. Архитек­ тура может приносить реальные доходы. В этом убеждены арабские шейхи, которые, получая колоссальную прибыль от продажи нефти, долгосрочную стратегию развития стра­ ны связали с туризмом. Не имея привлекательных истори­ ко-культурных и природных достопримечательностей, они используют возможности архитектуры. И этот подход уже приносит результаты: Дубай в 2000 г, посетило 2,4 млн тури­ стов, в 2005-м - 4,5 млн. В настоягцее время туристский по­ ток в город превышает 10 млн человек в год. Уникальные архитектурные сооружения, которые уже по­ строены и строятся, стали своеобразным символом страны. Это гостиница «Арабская башня» (The Burj Arab, рис. 12); самое высокое (828 м) здание планеты - небоскреб «Бурдж Халифа» (The Burj Khalifa); рукотворный остров «Пальма Джумейра» (Palm Jumeirah) и др. Та же идеология - создание уникальных архитектурных сооружений как средство получения признания в мире и привлечения туристских потоков - используется в Абу-Да- 30 Т Е М А Н О МЕ Р А Архитектура и строительство 4|2014 би. Остров Саадият трансформирует­ ся в Остров культуры, куда для строи­ тельства знаковых объектов пригла­ шены пять лауреатов Прицкеровской премии: Фрэнк О. Гери, Тадао Андо, Заха Хадид, Жан Нувель, Норманн Фостер (см. «АиС», № 4, 2013 г.). Старые и новые «архитектурные иконы» городов. Условием, обеспе­ чивающим туристскую привлекатель­ ность архитектуры, является включе­ ние сооружений в путеводители. На­ пример, здание библиотеки Варшав­ ского университета было внесено в ту­ ристский гид по городу сразу же после завершения строительства (рис. 13). 15 Здание библиотеки Варшавского университета включено в туристский путеводитель по городу сразу же после завершения строительства Путеводитель по Эдинбургу укра­ шает железнодорожный мост, постро­ енный более 100 лет назад (рис. 14). В подобном издании о Лондоне ука­ зано место и помещено изображение Хрустального дворца, построенного в 1851 г. по проекту Джозефа Пэкс­ тона для первой Всемирной выставки, хотя это здание давно не существует. 14 Башня Акбар в Барселоне, построенная по проекту Ж. Нувеля, «конкурирует» с храмом Саграда Фамилиа А. Гауди Новые архитектурные сооруже­ ния в исторических центрах городов, особенно высотные, разительно ме­ няют их облик (как правило, не в луч­ шую сторону). Например, башня Ак­ бар (АдВаг - сокращение от Aguas de Barselona - Управление городским во­ допроводом) в Барселоне, построен­ ная по проекту Жана Нувеля, «конку­ рирует» с храмом Саграда Фамилиа (рис. 15). Высотные здания в лондон­ ском Сити, претендующие на то, что­ бы стать «архитектурными иконами». изменили силуэт и масщтаб историче­ ского центра города (рис. 16). Выводы. Облик городов в совре­ менном мире стремительно меняет­ ся, в том числе под влиянием соци­ ально-экономических процессов, включая развитие туризма. Приве­ денные примеры и тенденции ис­ пользования архитектурных соору­ жений в системе туризма показыва­ ют важность формирования архитек­ турного облика городов с учетом это­ го фактора. Железнодорожный мост, построенный в Эдинбурге более 100 лет назад Высотные здания в лондонском Сити изменили силузт и масштаб исторического центра города