БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Психология» И.И. Лобач ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы М и н с к 2 0 1 4 2 УДК 159.9(076.5) А в т о р : И.И. Лобач Р е ц е н з е н т ы : Кафедра психолого-педагогических дисциплин Учреждения образова- ния «Минский государственный высший радиотехнический колледж. М.И. Чеховских, доцент кафедры «Психология» УО «Минский государ- ственный лингвистический университет», кандидат психологических наук, доцент. Учебно-методическое пособие введение, порядок выполнения курсовой работы, структуру, требования к оформлению, порядок защиты и оценки курсовой работы, список литературы и приложения. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов по специ- альности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)» по дисциплине «Психология», в учебных планах которых имеется курсовая ра- бота. . Белорусский национальный технический университет пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь Тел.(017) 292-77-52 факс (017) 292-91-37 БНТУ, 2014 Лобач И.И., 3 Содержание Введение ................................................................................................................... 4 1 Порядок выполнения курсовой работы ............................................................. 5 2 Структура курсовой работы ................................................................................ 6 3 Требования к оформлению курсовой работы ................................................... 8 3.1 Общие положения ..................................................................................... 8 3.2 Изложение текста курсовой работы ........................................................ 8 3.3 Иллюстрации и приложения .................................................................... 9 3.4 Таблицы .................................................................................................... 10 3.5 Формулы .................................................................................................. 11 3.6 Список использованных источников .................................................... 11 3.7 Нормативные ссылки .............................................................................. 12 Список рекомендуемой литературы .................................................................... 13 ПРИЛОЖЕНИЕ А ................................................................................................. 15 ПРИЛОЖЕНИЕ Б .................................................................................................. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ В ................................................................................................. 17 4 Введение В системе профессиональной подготовки студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)» большое место занимает психологическое образование. Это определяется тем, что учебная и воспитательная работа с учащимися учреждений профессионально- технического образования (УПТО), учреждений среднего специального об- разования (УССО), гимназий и средних школ отличается целым рядом спе- цифических черт и требует от будущего педагога тщательного учета психо- логических особенностей учащихся. Это обязывает каждого студента еще в стенах факультета, кроме глубокого овладения знаниями предмета, научить- ся разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях психической деятельности учащихся, наблюдать за учебным продвижением и развитием личности каждого учащегося, делать правильные педагогические выводы. Деятельность студентов в изучении психологии включает разнообраз- ные формы и методы учебной работы, ориентирующие их на самостоятель- ную творческую учебную деятельность, активное участие в лекционных, ла- бораторных и практических занятиях, овладение умениями и навыками рабо- ты с научной литературой, использование полученных знаний в своей будущей педагогической работе. При этом глубокое усвоение студентами психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литера- туры и овладения умениями и навыками психологических наблюдений и экс- периментов. Для достижения этих целей в соответствии с учебным планом для ин- женерно-педагогических специальностей, при изучении курса «Психология» существенное значение придается курсовой работе, которую студент выпол- няет самостоятельно под руководством преподавателя. Выполнение курсовой работы имеет своей целью углубление теорети- ческих и практических знаний студентов по курсу психологии. Курсовая ра- бота является важным составляющим элементом учебной научно- исследовательской работы студентов. Тематика курсовых работ охватывает такие разделы программы курса «Психология», как общая, возрастная, педагогическая и социальная психоло- гия. При разработке учебно-методического пособия положен в основу стан- дарт предприятия СПТ БНТУ 3.01-2003 «Курсовое проектирование. Общие требования и правила оформления». 5 1 Порядок выполнения курсовой работы В процессе выполнения курсовой работы студент должен: обобщить и проверить знания, полученные по курсу «Психология» на лекционных, лабо- раторных, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы; по- казать умение применять полученные знания и практические навыки, творче- ский поиск для разрешения конкретных психолого-педагогических задач по организации обучения и воспитания учащихся. Студент обязан изучить все новое, что появилось за последнее время в психологической науке, в теории и практике организации обучения и воспи- тания учащихся. Курсовые работы могут выполняться по одному из двух направлений: темы, связанные с аналитическим обзором литературных источников (реферативные); темы научно-исследовательского плана. Задание студенту выдается на бланке установленного образца. После получения задания студент приступает к его поэтапной разработ- ке. На первом этапе студенту необходимо: определить цели и задачи работы; подобрать по теме необходимую литературу и глубоко ее изучить; хорошо продумать и составить подробный план работы (содержание); осмыслить правильность и доказательность выдвигаемых авторами ис- точников тех или других положений; сопоставить рассматриваемые в литературе факты, выделить в них об- щее и особенное, обобщить изучаемый материал в соответствии с намечен- ным планом; для выполнения научно-исследовательской темы определить методику проведения исследования, подобрать методы диагностики, изготовить табли- цы, бланки; подготовить иллюстративный материал, использовать личные наблюде- ния за деятельностью учащихся УПТО, УССО, гимназий, школ, студентов инженерно-педагогического факультета. После обсуждения выполненной работы с руководителем, студент при- ступает ко второму этапу. На втором этапе пишется литературный текст, изготавливаются табли- цы, схемы, рисунки в чистом виде на бумаге определенного формата, прово- дится исследование. Подготовленный материал обсуждается на консультаци- ях. На третьем этапе вносятся окончательные изменения и поправки в текст, работа брошюруется. Курсовая работа является важным этапом в овладении студентами науч- ными знаниями и навыками исследовательской работы. Выбор студентом те- 6 мы может быть осуществлен еще до написания курсовой работы на основе интересов, например, в качестве научной работы в кружке. В курсовой работе студент должен продемонстрировать не только зна- ние теории, но и умение творчески использовать эти знания в исследовании реальных проблем. Студент обязан проявить достаточную самостоятельность в раскрытии темы. Исключаются переписывания и компиляции из готовых работ различных авторов. В курсовой работе должна соблюдаться строгая логика изложения материала. Объем курсовой работы реферативного плана составляет не менее 40 с. машинописного текста, исследовательского – 25 с. 2 Структура курсовой работы 2.1 Пояснительная записка включает в себя: – обложку курсовой работы (приложение А); – титульный лист (приложение Б) является первой страницей курсовой работы; – задание по курсовой работе; – реферат; – содержание; – введение; – основную часть; – заключение; – список использованных источников; – приложения. 2.2 Пояснительная записка (ПЗ) должна быть выполнена машинопис- ным способом через полтора интервала шрифт 14. Рукописным способом выполнять черными или синими чернилами. Текст ПЗ следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: ле- вое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. 2.3 Текст ПЗ строится по схеме: раздел – подраздел – пункт. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабской цифрой без точки. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Но- мер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Пункты нумеруются в пределах подраздела по той же схеме. Разделы, подразделы, пункты записываются с абзацного отступа. Пример. 1 Память в системе психических явлений. 1.1 Процессы памяти. 7 1.1.1 1.1.2 Нумерация пунктов подраздела 1.1.3 2 Методика исследования 2.1 2.2 Нумерация пунктов второго раздела 2.3 2.4 Содержание, введение, заключение и список использованных источ- ников не нумеруют. 2.5 Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты заголовков не имеют. Заголовки печатают с прописной буквы без точки в конце. При оформлении ПЗ с использованием персонального компьютера заголовки следует выделять шрифтом. Перенос слов в заголовках не допускается. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала, ме- жду заголовком и текстом – 4 интервала. 2.6 Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. 2.7 Страницы ПЗ нумеруют арабскими цифрами на верхнем поле в пра- вом углу без точки в конце. Титульный лист и задание по курсовой работе не нумеруют, но включают в общую нумерацию. 2.8 Слово «Реферат» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Объем реферата не более одной страницы. Пример. Реферат Объем курсовой работы составляет … с. машинописного текста, … рис., .… табл., ….. источников., ……прил. Ключевые слова: (следует записывать слова в строчку, через запятую, без пояснений; слов не более 15). Цель работы: Объект и предмет исследования: Теоретическая и практическая значимость работы. 2.9 Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, нуме- руют. Пример. Содержание Введение 1. Основная часть, разделенная на разделы и подразделы ……… 2. Методика исследования ………………………………………… 8 3. Анализ результатов исследования………………………………. (2 и 3 для курсовых работ научно-исследовательского плана) Заключение…………………………………………………………… Список использованных источников……………………………….. Приложения…………………………………………………………… 2.10 Во введении студент должен отразить оценку современного состоя- ния разрабатываемой темы, обосновать актуальность темы, ее значение, по- казать связь данной работы с другими темами. Кроме того четко сформули- ровать цель и задачи работы, дать краткую характеристику использованных источников литературы. Объем должен быть 1-3 страницы. 2.11 В заключении подводится итог всей проделанной работы, оно должно содержать: – краткое обобщение изложенного теоретического материала; – краткие выводы по результатам выполненной исследовательской рабо- ты; – оценку полноты решений поставленных задач. Объем заключения должен быть 1-2 страницы. 3 Требования к оформлению курсовой работы 3.1 Общие положения 3.1.1 Материал, отбираемый для курсовой работы, должен быть обрабо- тан и систематизирован. 3.1.2 Общими требованиями к курсовой работе являются: четкость и логическая последовательность изложения материала; убедительная аргументация; краткость и точность формулировок, исключающие возможность субъ- ективного и неоднозначного толкования; конкретность изложения результатов работы; обоснованность рекомендаций и предложений. 3.2 Изложение текста курсовой работы 3.2.1 Текст должен быть кратким, четким и не допускать различных тол- кований. В ПЗ должны применяться научные термины, обозначения, опреде- ления, установленные стандартами или общепринятые в научной литературе. Если в ПЗ принята особая система сокращения слов или наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который поме- щают в конце документа. 3.2.2 В тексте не допускается: – применять произвольные словообразования; – применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, стандартами, а также в данном документе; 9 – сокращать обозначения единиц психофизиологических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц величин в таблицах и расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки; – применять математические знаки – , о, < , > , = , % , № и др. без чи- словых значений; – применять индексы стандартов, технических условий без регистраци- онного номера. 3.2.3 Числовые значения величин одного наименования следует указы- вать с одинаковым округлением. 3.2.4 Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей или простой дроби через косую черту (2/3, 3/4). 3.2.5 Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в тек- сте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или рукопис- ным способом черными чернилами или тушью. 3.3 Иллюстрации и приложения 3.3.1 Иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики и т.п.) следу- ет располагать в тексте на странице, где о них упоминается, или на следую- щей странице. Иллюстрации нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами. Иллюстрации приложений обозначают арабскими цифрами с добавле- нием перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3. При ссылке на иллюстрации следует писать «…..в соответствии с рисун- ком 2». Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и поясни- тельные данные (подрисуночный текст). Слова "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Детали прибора 3.3.2 Материал, дополняющий ПЗ, допускается помещать в приложени- ях. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. При- ложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. 3.3.3 Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указани- ем вверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения, а под ним в скобках указывают характер приложения (рекомендуемое, спра- вочное, обязательное). Приложение должно иметь заголовок. Его записывают отдельной стро- кой симметрично тексту с прописной буквы. 3.3.4 Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ, например: Приложение А Таблица исходных данных 10 Заголовки граф 3.3.5 Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, под- разделы, пункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. 3.3.6 Приложения должны иметь общую с остальной частью поясни- тельной записки сквозную нумерацию страниц. 3.3.7 Все приложения перечисляются в содержании с указанием номеров и заголовков. 3.4 Таблицы 3.4.1 Цифровой материал для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей размещают в таблицах. Таблица оформляется в соответствии с рисунком 1. Таблица 1 – Исходные данные Рисунок 1 – Правила оформления таблиц 3.4.2 Таблицы нумеруются сквозной нумерацией, за исключением таб- лиц приложений. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией с до- бавлением обозначения приложения (Таблица А.1 или Таблица В.2). 3.4.3 На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера. Таблица должна быть распо- ложена под текстом, где она упоминается, или на следующей странице. 3.4.4 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной бук- вы, а подзаголовки – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значе- ние. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. 3.4.5 Если строки и графы выходят за формат листа, таблицу делят на части, помещая их одну под другой, рядом, либо на следующей странице. При этом допускается не повторять головку и боковик, а заменять, соответ- ственно, номером граф и строк. Боковик Графа Головка Подзаголовки граф строка 11 Над первой частью пишут «Таблица», а над остальными – «Продолже- ние таблицы». 3.4.6 Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. 3.4.7 Текст, повторяющийся в строках, при первом повторении можно заменять словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо по- вторяющихся цифр, марок, математических и химических символов не до- пускается. 3.4.8 Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. 3.5 Формулы 3.5.1 Уравнения и формулы выделяются из текста свободными строка- ми. Выше и ниже формулы должно быть оставлено не менее одной строки. Пояснения символов и числовых коэффициентов формул должны быть при- ведены непосредственно под формулой, если они не пояснялись ранее в тек- сте. 3.5.2 Формулы, за исключением формул приложений, нумеруются сквозной нумерацией. Пример. N x M i (1) где M – среднее арифметическое; – знак суммирования единичных показателей; x1x2 … xn – единичные показатели; N – число вариантов единичных показателей. 3.5.3 Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций. 3.5.4 Ссылки в тексте дают в скобках, например: «формуле (1)..». 3.5.5 Формулы приложения нумеруются отдельной строкой в пределах приложения с добавлением обозначения приложения, например, формула (В.2). 3.6 Список использованных источников 3.6.1 В конце пояснительной записки приводят список литературы, ко- торая была использована. Заголовок «Список использованных источников» размещают симметрично тексту с прописной буквы. 3.6.2 Сведения об источниках располагают в порядке появления ссылок в тексте или в алфавитном порядке. Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя квадратны- ми скобками, например – [11], [13]. 12 В список использованных источников включаются публикации всех ви- дов: патентные материалы, отчеты по НИР, проспекты выставок и т.п. Ссыл- ки на неопубликованные материалы не допускаются. 3.6.3 Пример библиографического описания источников приводится в приложении В. 3.7 Нормативные ссылки В настоящих требованиях к оформлению ПЗ по курсовой работе исполь- зованы следующие нормативные документы: - ГОСТ 2.004-88 ЕСКД. Общие требования к выполнению конструктор- ских и технологических документов на печатающих и графических устройст- вах вывода ПЭВМ. - ГОСТ 2.105-96 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. - ГОСТ 7.1-84 Система стандартов по информации, библиотечному и из- дательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требова- ния и правила составления. - ГОСТ 7.32-91 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. - СТБ 1.5-96 Государственная система стандартизации Республики Бела- русь. Требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. 4.Защита и оценка курсовой работы Курсовая работа считается законченной после того, как все разделы вы- полнены в полном объеме и оформлены в соответствии с требованиями. После проверки руководителем студент по возможности исправляет за- мечания и готовит доклад для защиты работы. Доклад должен содержать: название темы курсовой работы, цели, зада- чи, краткий анализ использованных источников, краткую характеристику разделов с выводами и обобщениями. Студент на защите должен показать каким образом он реализовал поставленные в работе задачи, какая исследо- вательская работа для этого была проведена и какие выводы сделаны по ее результатам. Время отводимое студенту на доклад в пределах 5-8 минут. Оценка курсовой работы включает: - степень раскрытия темы; - оформление работы; - умение доложить на защите; - ответы на поставленные вопросы; - отметка записывается в ведомость и при положительном результате защиты в зачетную книжку за подписью руководителя работы. 13 Список рекомендуемой литературы 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Ака- дем. Проект, 2000. – 624 с. 2. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность / В.С. Дерябин. – М.: Изд-во ЛКН, 2010. – 202 с. 3. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Ро- манов. – М.: ФЛИНТА, 2002. – 376 с. 4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 384 с. 5. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 464 с. 6. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Пи- тер, 2003. – 464 с. 7. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, дея- тельность / В.М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 255 с. 8. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в ма- лых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 446 с. 9. Колошина, И.П. Психология творческой деятельности / И.П. Коло- шина. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 559 с. 10. Кордуэлл, М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / М. Кордуэлл. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с. 11. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук. – Минск: Современное слово, 2006. – 543 с. 12. Лобач, И.И. Психология / И.И Лобач. – Минск: БНТУ, 2012. – 168 с. 13. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – Санкт- Петербург: Питер, 2012. – 582 с. 14. Марищук, Л.В. Психология: пособие для вузов / Л.В. Марищук, С.Г. Ивашко, Т.В. Кузнецова; под науч. ред. Л.В. Марищук. – Минск: ТЕСЕЙ, 2009. – 759 с. 15. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 456 с. 16. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Санкт-Петербург: Питер, 2011 – 304 с. 17. Общая психология / Л.А. Вайнштейн [и др.] – Минск: Современная школа, 2009. – 512 с. 18. Основы психологии и педагогики. Теория и практика; под ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2005. – 346 с. 19. Периодические издания: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Адукацыя i выхаванне» 20. Психологический словарь; под ред. В.В. Давыдова [и др.]. – М.: Пе- дагогика, 1993. – 438 с. 14 21. Психология / Л.В. Марищук [и др.]. – Минск: Тисей, 2009. – 760 с. 22. Психология внимания; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Че-Чо, 2001. – 858 с. 23. Психология ощущений и восприятия; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Че-Чо, 2002. – 610 с. 24. Психология памяти; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Че-Чо, 2002. – 816 с. 25. Психология человека от рождения до смерти; под ред. А.А. Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с. 26. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической психологии / К. Роджерс. – М.: Психотерапия, 2006. – 512 с. 27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 712 с.- (Мастера психологии) 28. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 224 с. 29. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2009. – 336 с. 30. Системная семейная психотерапия; под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 368 с. 31. Справочник по психологии и психотерапии детского и подростково- го возраста; под ред. С.Ю. Циркина. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 752 с. 32. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 575 с. 33. Толочек, В.А. Современная психология труда / В.А. Толочек. – 2 изд., перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 432 с. 34. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – Санкт- Петербург: Питер, 2005. – 607 с. 35. Черемошкина, Л.В. Психология памяти / Л.В. Черемошкина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с. 36. Чеховских, М.И. Психология:учебное пособие / М.И. Чеховских. – 5-е изд. – Минск: Новое знание, Москва: ИНФРА-М, 2011. – 379 с. 37. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйде- миллер, В. Юстицкис. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 656 с. 15 ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Образец оформления обложки курсовой работы Белорусский национальный технический университет Факуль- тет______________________________________________________ Кафедра_______________________________________________________ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине _________________________________________________ Тема: _________________________________________________________ Исполнитель: студент (факультет, курс, группа) ______________________________________________________________ _ (фамилия, имя, отчество) Руководитель работы: (ученое звание, ученая степень, должность) ______________________________________________________________ _ (фамилия, имя, отчество) Минск 2014 16 ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Образец оформления титульного листа курсовой работы Белорусский национальный технический университет Кафедра_______________________________________________________ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсовой работе по дисциплине ________________________ Тема: _________________________________________________________ Исполнитель: ______________________ (Фамилия, инициалы) (подпись) студент __________ курса _____________ группы Руководитель: ______________________ (Фамилия, инициалы) (подпись) Минск 2014 17 ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное) Правила оформления литературных источников а) Примеры описания самостоятельных изданий Характеристика источника Пример оформления Один, два или три автора Котаў, А.І. Гісторыя Беларусі і сусветная цывілізацыя / А.І. Котаў. – 2-е выд. – Мінск: Энцыклапедыкс, 2003. – 168 с. Шотт, А.В. Курс лекций по частной хирургии / А.В. Шотт, В.А. Шотт. – Минск: Асар, 2004. – 525 с. Чикатуева, Л.А. Маркетинг: учеб. пособие / Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова; под ред. В.П. Федько. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 413 с. Дайнеко, А.Е. Экономика Беларуси в системе всемирной торговой ор- ганизации / А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, М.В. Василевская; под ред. А.Е. Дайнеко. – Минск: Ин-т аграр. экономики, 2004. – 323 с. Четыре и более авторов Культурология: учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 495 с. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / И.С. Андре- ев [и др.]; под общ. ред. Г.А. Василевича. – Минск: Амалфея, 2000. – 1071 с. Основы геологии Беларуси / А.С. Махнач [и др.]; НАН Беларуси, Ин-т геол. наук; под общ. ред. А.С. Махнача. – Минск, 2004. – 391 с. Коллективный ав- тор Сборник нормативно-технических материалов по энергосбережению / Ком. по энергоэффективности при Совете Министров Респ. Беларусь; сост. А.В. Филипович. – Минск: Лоранж-2, 2004. – 393 с. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического раз- вития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Л.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 202 с. Военный энциклопедический словарь / М-во обороны Рос. Федерации, Ин-т воен. истории; редкол.: А.П. Горкин [и др.]. – М.: Большая рос. энцикл.: РИПОЛ классик, 2002. – 1663 с. Многотомное из- дание Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Экаперспектыва, 2000–2005. – 6 т. Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Экаперспектыва, 2000–2005. – Т. 3: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII–XVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. – 2004. – 343 с.; Т. 4: Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII–пачатак XX ст.) / М. Біч [і інш.]. – 2005. – 518 с. Багдановіч, М. Поўны збор твораў: у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. – Мінск: Беларус. навука, 2001. – 3 т. Отдельный том в многотомном из- дании Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Экаперспектыва, 2000–2005. – Т. 3: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII–XVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. – 2004. – 343 с. Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Экаперспектыва, 2000–2005. – Т. 4: Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII–пачатак XX ст.) / М. Біч [і інш.]. – 2005. – 518 с. 18 Багдановіч, М. Поўны збор твораў: у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. – Мінск: Беларус. навука, 2001. – Т. 1: Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. – 751 с. Российский государственный архив древних актов: путеводитель: в 4 т. / сост.: М.В. Бабич, Ю.М. Эскин. – М.: Археогр. центр, 1997. – Т. 3, ч. 1. – 720 с. Законы и законодательные материалы Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст. – М.: Юрист, 2005. – 56 с. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 59 с. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001г.: одобр. Советом Респ. 8 июня 2001 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2001 г. – Минск: Амалфея, 2005. – 83 с. Сборник статей, трудов Информационное обеспечение науки Беларуси: к 80-летию со дня ос- нования ЦНБ им. Я.Коласа НАН Беларуси: сб. науч. ст. / НАН Белару- си, Центр. науч. б-ка; редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2004. – 174 с. Современные аспекты изучения алкогольной и наркотической зависимости: сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Ин-т биохимии; науч. ред. В.В. Лелевич. – Гродно, 2004. – 223 с. Сборники без общего заглавия Певзнер, Н. Английское в английском искусстве / Н. Певзнер; пер. О.Р. Демидовой. Идеологические источники радиатора “роллс-ройса” / Э. Панофский; пер. Л.Н. Житковой. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 318 с. Материалы кон- ференций Глобализация, новая экономика и окружающая среда: проблемы обще- ства и бизнеса на пути к устойчивому развитию: материалы 7 Между- нар. конф. Рос. о-ва экол. экономики, Санкт-Петербург, 23–25 июня 2005 г. / С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. И.П. Бойко [и др.]. – СПб., 2005. – 395 с. Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы V межвуз. конф. студентов, магист- рантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: О.Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2005. – 239 с. Инструкция Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластико- выми карточками: утв. Правлением Нац. банка Респ. Беларусь 30.04.04: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 23 с. Инструкция по исполнительному производству: утв. М-вом юстиции Респ. Беларусь 20.12.04. – Минск: Дикта, 2005. – 94 с. Учебно- методические материалы Горбаток, Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и отве- тах: учеб. пособие / Н.А. Горбаток; М-во внутр. дел Респ. Беларуь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: учеб.-метод. пособие: в 3 ч. / Акад. последиплом. образования; авт.-сост. Н.А. Сакович. – Минск, 2004. – Ч. 2: Сказкотерапевтические технологии. – 84 с. 19 Корнеева, И.Л. Гражданское право: учеб. пособие: в 2 ч. / И.Л. Корнеева. – М.: РИОР, 2004. – Ч. 2. – 182 с. Философия и методология науки: учеб.-метод. комплекс для магистратуры / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск: Изд-во БГУ, 2004. – 108 с. Информационные издания Реклама на рубеже тысячелетий: ретросп. библиогр. указ. (1998–2003) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. публич. науч.-техн. б- ка России; сост.: В.В. Климова, О.М. Мещеркина. – М., 2004. – 288 с. Щадов, И.М. Технолого-экономическая оценка экологизации угледобывающего комплекса Восточной Сибири и Забайкалья / И.М. Щадов. – М.: ЦНИЭИуголь, 1992. – 48 с. – (Обзорная информация / Центр. науч.-исслед. ин-т экономики и науч.-техн. информ. угол. пром-сти). Каталог Каталог жесткокрылых (Coleoptera, Insecta) Беларуси / О.Р. Александрович [и др.]; Фонд фундам. исслед. Респ. Беларусь. – Минск, 1996. – 103 с. Памятные и инвестиционные монеты России из драгоценных металлов, 1921–2003: каталог-справочник / ред.-сост. Л.М. Пряжникова. – М.: ИнтерКрим-пресс, 2004. – 462 с. Авторское свидетельство Инерциальный волнограф: а. с. 1696865 СССР, МКИ5 G 01 С 13/00 / Ю.В. Дубинский, Н.Ю. Мордашова, А.В. Ференц; Казан. авиац. ин-т. – № 4497433; заявл. 24.10.88; опубл. 07.12.91 // Открытия. Изобрет. – 1991. – № 45. – С. 28. Патент Способ получения сульфокатионита: пат. 6210 Респ. Беларусь, МПК7 C 08 J 5/20, C 08 G 2/30 / Л.М. Ляхнович, С.В. Покровская, И.В. Волкова, С.М. Ткачев; заявитель Полоц. гос. ун-т. – № а 0000011; заявл. 04.01.00; опубл. 30.06.04 // Афiцыйны бюл. / Нац. цэнтр iнтэлектуал. уласнасцi. – 2004. – № 2. – С. 174. Стандарт Безопасность оборудования. Термины и определения: ГОСТ ЕН 1070– 2003. – Введ. 01.09.04. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сер- тификации, 2004. – 21 с. Нормативно– технические документы Национальная система подтверждения соответствия Республики Бела- русь. Порядок декларирования соответствия продукции. Основные по- ложения = Нацыянальная сiстэма пацвярджэння адпаведнасцi Рэспублiкi Беларусь. Парадак дэкларавання адпаведнасцi прадукцыi. Асноўныя палажэннi: ТКП 5.1.03–2004. – Введ. 01.10.04. – Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2004. – 9 с. Государственная система стандартизации Республики Беларусь. Порядок проведения экспертизы стандартов: РД РБ 03180.53–2000. – Введ. 01.09.00. – Минск: Госстандарт: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2000. – 6 с. Препринт Губич, Л.В. Подходы к автоматизации проектно-конструкторских работ в швейной промышленности / Л.В. Губич. – Минск, 1994. – 40 с. – (Препринт / Акад. наук Беларуси, Ин-т техн. кибернетики; № 3). Прогноз миграции радионуклидов в системе водосбор – речная сеть / В.В. Скурат [и др.]. – Минск, 2004. – 51 с. – (Препринт / НАН Беларуси, Объед. ин-т энергет. и ядер. исслед. – Сосны; ОИЭЯИ–15). 20 Отчет о НИР Разработка и внедрение диагностикума аденовирусной инфекции птиц: отчет о НИР (заключ.) / Всесоюз. науч.-исслед. ветеринар. ин-т птице- водства; рук. темы А.Ф. Прохоров. – М., 1989. – 14 с. – № ГР 01870082247. Комплексное (хирургическое) лечение послеоперационных и рецидивных вентральных грыж больших и огромных размеров: отчет о НИР / Гродн. гос. мед. ин-т; рук. В.М. Колтонюк. – Гродно, 1994. – 42 с. – № ГР 1993310. Депонированные научные работы Влияние деформации и больших световых потоков на люминесценцию монокристаллов сульфида цинка с микропорами / В.Г. Клюев [и др.]; Воронеж. ун-т. – Воронеж, 1993. – 14 с. – Деп. в ВИНИТИ 10.06.93, № 1620-В93 // Журн. приклад. спектроскопии. – 1993. – Т. 59, № 3–4. – С. 368. Сагдиев, А.М. О тонкой структуре субарктического фронта в центральной части Тихого океана / А.М. Сагдиев; Рос. акад. наук, Ин-т океанологии. – М., 1992. – 17 с. – Деп. в ВИНИТИ 08.06.92, № 1860–82 // РЖ: 09. Геофизика. – 1992. – № 11/12. – 11В68ДЕП. – С. 9. Широков, А.А. Исследование возможности контроля состава гальванических сред абсорбционно-спектроскопическим методом / А.А. Широков, Г.В. Титова; Рос. акад. наук, Ульян. фил. ин-та радио- техники и электроники. – Ульяновск, 1993. – 12 с. – Деп. в ВИНИТИ 09.06.93, № 1561-В93 // Журн. приклад. спектроскопии. – 1993. – № 3– 4. – С. 368. Автореферат диссертации Иволгина, Н.В. Оценка интеллектуальной собственности: на примере интеллектуальной промышленной собственности: автореф. дис. …канд. экон. наук: 08.00.10; 08.00.05 / Н.В. Иволгина; Рос. экон. акад. – М., 2005. – 26 с. Шакун, Н.С. Кірыла-Мяфодзіеўская традыцыя на Тураўшчыне: (да праблемы лакальных тыпаў старажытнаславянскай мовы): аўтарэф. дыс. ... канд. філал. навук: 10.02.03 / Н.С. Шакун; Беларус. дзярж. ун-т. – Мінск, 2005. – 16 с. Диссертация Анисимов, П.В. Теоретические поблемы правового регулирования защиты прав человека: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01 / П.В. Анисимов. – Н.Новгород, 2005. – 370 л. Лук’янюк, Ю.М. Сучасная беларуская філасофская тэрміналогія: (семантычныя і структурныя аспекты): дыс. ... канд. філал. навук: 10.02.01 / Ю.М. Лук’янюк. – Мінск, 2003. – 129 л. Архивные материалы 1. Архив Гродненского областного суда за 1992 г. – Дело № 4/8117. 2. Архив суда Центрального района г.Могилева за 2001 г. – Уголовное дело № 2/1577. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). 1. Фонд 277. – Оп. 1. – Д. 1295–1734. Дела о выдаче ссуды под залог имений, находящихся в Могилевской губернии (имеются планы име- ний) 1884–1918 гг. 2. Фонд 277. – Оп. 1. – Д. 802–1294, 4974–4978, 4980–4990, 4994–5000, 5002–5013, 5015–5016. Дела о выдаче ссуды под залог име- ний, находящихся в Минской губернии (имеются планы имений) 1884– 1918 гг. 3. Фонд 277. – Оп. 2, 5, 6, 7, 8. 21 Электронные ресурсы Театр [Электронный ресурс]: энциклопедия: по материалам изд-ва “Большая российская энциклопедия”: в 3 т. – Электрон. дан. (486 Мб). – М.: Кордис & Медиа, 2003. – Электрон. опт. диски (CD-ROM): зв., цв. – Т. 1: Балет. – 1 диск; Т. 2: Опера. – 1 диск; Т. 3: Драма. – 1 диск. Регистр СНГ – 2005: промышленность, полиграфия, торговля, ремонт, транспорт, строительство, сельское хозяйство [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. и прогр. (14 Мб). – Минск: Комлев И.Н., 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Ресурсы удаленного доступа Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2006. Proceeding of mini–symposium on biological nomenclature in the 21st centry [Electronic resource] / Ed. J.L. Reveal. – College Park M.D., 1996. – Mode of access: http://www.inform.ind.edu/PBIO/brum.html. – Date of ac- cess: 14.09.2005. б) примеры описания составных частей изданий Характеристика источника Пример оформления Составная часть книги Михнюк, Т.Ф. Правовые и организационные вопросы охраны труда / Т.Ф. Михнюк // Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Т.Ф. Михнюк. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск, 2004. – С. 90–101. Пивоваров, Ю.П. Организация мер по профилактике последствий ра- диоактивного загрязнения среды в случае радиационной аварии / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев // Радиационная экология: учеб. посо- бие / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев. – М., 2004. – С. 117–122. Ескина, Л.Б. Основы конституционного строя Российской Федерации / Л.Б. Ескина // Основы права: учебник / М.И. Абдулаев [и др.]; под ред. М.И. Абдулаева. – СПб., 2004. – С. 180–193. Глава из книги Бунакова, В.А. Формирование русской духовной культуры / В.А. Буна- кова // Отечественная история: учеб. пособие / С.Н. Полторак [и др.]; под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – М., 2004. – Гл. 6. – С. 112– 125. Николаевский, В.В. Проблемы функционирования систем социальной защиты в 1970–1980 годах / В.В. Николаевский // Система социальной защиты: теория, методика, практика / В.В. Николаевский. – Минск, 2004. – Гл. 3. – С. 119–142. Часть из собрания сочинений, избранных произведений Гілевіч, Н. Сон у бяссоніцу / Н. Гілевіч // Зб. тв.: у 23 т. – Мінск, 2003. – Т. 6. – С. 382–383. Сачанка, Б.І. Родны кут / Б. Сачанка // Выбр. тв.: у 3 т. – Мінск, 1995. – Т. 3: Аповесці. – С. 361–470. Пушкин, А.С. История Петра / А.С. Пушкин // Полн. собр. соч.: в 19 т. – М., 1995. – Т. 10. – С. 11–248. Шекспир, В. Сонеты / В. Шекспир // Избранное. – Минск, 1996. – С. 732–749. Составная часть сборника Коморовская, О. Готовность учителя-музыканта к реализации личностно-ориентированных технологий начального музыкального образования / О. Коморовская // Музыкальная наука и современность: взгляд молодых исследователей: сб. ст. аспирантов и магистрантов БГАМ / Белорус. гос. акад. музыки; сост. и науч. ред. Е.М. Гороховик. – Минск, 2004. – С. 173–180. 22 Войтешенко, Б.С. Сущностные характеристики экономического роста / Б.С. Войтешенко, И.А. Соболенко // Беларусь и мировые экономиче- ские процессы: науч. тр. / Белорус. гос. ун-т; под ред. В.М. Руденкова. – Минск, 2003. – С. 132–144. Скуратов, В.Г. Отдельные аспекты правового режима закладных в постсоветских государствах / В.Г. Скуратов // Экономико-правовая парадигма хозяйствования при переходе к цивилизованному рынку в Беларуси: сб. науч. ст. / Ин-т экономики НАН Беларуси, Центр исслед. инфраструктуры рынка; под науч. ред. П.Г. Никитенко. – Минск, 2004. – С. 208–217. Якіменка, Т.С. Аб песенна-эпічнай традыцыі ў музычным фальклоры беларусаў / Т.С. Якіменка // Беларуская музыка: гісторыя і традыцыі: зб. навук. арт. / Беларус. дзярж. акад. музыкі; склад. і навук. рэд. В.А. Антаневіч. – Мінск, 2003. – С. 47–74. Статьи из сборников тезисов докладов и материалов конференций Пеньковская, Т.Н. Роль и место транспортного комплекса в экономике Республики Беларусь / Т.Н. Пеньковская // География в ХХІ веке: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию геогр. фак. БГУ, Минск, 4–8 окт. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т, Белорус. геoгр. о-во; редкол.: Н.И. Пирожник [и др.]. – Минск, 2004. – С. 163–164. Ермакова, Л.Л. Полесский каравайный обряд в пространстве культуры / Л.Л. Ермакова // Тураўскія чытанні: матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф., Гомель, 4 верас. 2004 г. / НАН Беларусі, Гомел. дзярж. ун-т; рэдкал.: У.І. Коваль [і інш.]. – Гомель, 2005. – С. 173–178. Бочков, А.А. Единство правовых и моральных норм как условие построения правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь / А.А. Бочков, Е.Ф. Ивашкевич // Право Беларуси: истоки, тра- диции, современность: материалы междунар. науч.-практ. конф., Полоцк, 21–22 мая 2004 г.: в 2 ч. / Полоц. гос. ун-т; редкол.: О.В. Мартышин [и др.]. – Новополоцк, 2004. – Ч. 1. – С. 74–76. Статья из продол- жающегося изда- ния Ипатьев, А.В. К вопросу о разработке средств защиты населения в случае возникновения глобальных природных пожаров / А.В. Ипатьев, А.В. Василевич // Сб. науч. тр. / Ин-т леса НАН Беларуси. – Гомель, 2004. – Вып. 60: Проблемы лесоведения и лесоводства на радиоактивно загрязненных землях. – С. 233–238. Статья из журнала Бандаровіч, В.У. Дзеясловы і іх дэрываты ў старабеларускай музычнай лексіцы / В.У. Бандаровіч // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2004. – № 2. – С. 49–54. Влияние органических компонентов на состояние радиоактивного стронция в почвах / Г.А. Соколик [и др.] // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. хім. навук. – 2005. – № 1. – С. 74–81. Масляніцына, І. Жанчыны ў гісторыі Беларусі / І. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. гіст. часоп. – 2005. – № 4. – С. 49–53. Boyle, A.E. Globalising environmental liability: the interplay of national and international law / A.E. Boyle // J. of environmental law. – 2005. –Vol. 17, № 1. – Р. 3–26. Caesium-137 migration in Hungarian soils / P. Szerbin [et al.] // Science of the Total Environment. – 1999. – Vol. 227, № 2/3. – P. 215–227. Статья из газеты Дубовик, В. Молодые леса зелены / В. Дубовик // Рэспубліка. – 2005. – 19 крас. – С. 8. 23 Ушкоў, Я. З гісторыі лімаўскай крытыкі / Я. Ушкоў // ЛіМ. – 2005. – 5 жн. – С. 7. Статья из энциклопедии, словаря Аляхновіч, М.М. Электронны мікраскоп / М.М. Аляхновіч // Беларус. энцыкл.: у 18 т. – Мінск, 2004. – Т. 18, кн. 1. – С. 100. Витрувий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1971. – Т. 5. – С. 359–360. Дарашэвіч, Э.К. Храптовіч І.І. / Э.К. Дарашэвіч // Мысліцелі і асветнікі Беларусі (X–XIX стагоддзі): энцыкл. давед. / склад. Г.А. Маслыка; гал. рэд. Б.І. Сачанка. – Мінск, 1995. – С. 326–328. Мясникова, Л.А. Природа человека / Л.А. Мясникова // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М., 2004. – С. 550–553. Рецензии Краўцэвіч, А. [Рэцэнзія] / А. Краўцэвіч // Беларус. гіст. зб. – 2001. – № 15. – С. 235–239. – Рэц. на кн.: Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Экаперспектыва, 2000. – Т. 1: Старажытная Беларусь / В. Вяргей [і інш.]. – 351 с. Пазнякоў, В. Крыху пра нашыя нацыянальныя рысы / В. Пазнякоў // Arche = Пачатак. – 2001. – № 4. – С. 78–84. – Рэц. на кн.: Лакотка, А.І. Нацыянальныя рысы беларускай архітэктуры / А.І. Лакотка. – Мінск: Ураджай, 1999. – 366 с. Законы и законодательные материалы О размерах государственных стипендий учащейся молодежи: поста- новление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 апр. 2004 г., № 468 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 69. – 5/14142. Об оплате труда лиц, занимающих отдельные государственные долж- ности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации, 15 но- яб. 2005 г., № 1332 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 47. – Ст. 4882. О государственной пошлине: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 1992 г., № 1394– XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2005 г. // Консультант Плюс: Бе- ларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006. О государственной службе российского казачества: федер. Закон Рос. Федерации, 5 дек. 2005 г., № 154–ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2006. Об утверждении важнейших параметров прогноза социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006 год: Указ Пре- зидента Респ. Беларусь, 12 дек. 2005 г., № 587 // Эталон –Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006. Архивные материалы Описание синагоги в г. Минске (план части здания синагоги 1896 г.) // Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). – Фонд 454. – Оп. 3. – Д. 21. – Л. 18–19. Дела о выдаче ссуды под залог имений, находящихся в Минской гу- бернии (имеются планы имений) 1884–1918 гг. // Центральный истори- ческий архив Москвы (ЦИАМ). – Фонд 255. – Оп. 1. – Д. 802–1294, 4974–4978, 4980–4990, 4994–5000, 5015–5016. Составная часть CD-ROMа Введенский, Л.И. Судьбы философии в России / Л.И. Введенский // Ис- тория философии [Электронный ресурс]: собрание трудов крупнейших философов по истории философии. – Электрон. дан. и прогр. (196 Мб). – М., 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 24 Ресурсы удаленного доступа Козулько, Г. Беловежская пуща должна стать мировым наследием / Г. Козулько // Беловежская пуща – XXI век [Электронный ресурс].– 2004. – Режим доступа: http://bp21.org.by/ru/art/a041031.html. – Дата доступа: 02.02.2006. Лойша, Д. Республика Беларусь после расширения Европейского Сою- за: шенгенский процесс и концепция соседства / Д. Лойша // Белорус. журн. междунар. права [Электронный ресурс]. – 2004. – № 2. – Режим доступа: http://www.cenunst.bsu.by/journal/2004.2/01.pdf. – Дата доступа: 16.07.2005. Статут Международного Суда // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/statut.htm. – Дата доступа: 10.05.2005. Cryer, R. Prosecuting international crimes: selectivity and the international criminal law regime / R. Cryer // Peace Palace Library [Electronic resource]. – The Hague, 2003–2005. – Mode of access: http://catalogue.ppl.nl/DB=1/SET=3/TTL=11/SHW?FRST=12. – Date of access: 04.01.2006.