длину (30–40 см) и проволоки разведены по всему пространству. До- полнительно верх железобетонных опор предлагается защитить изоли- рующими конусами или вертушками; 5. При пониженной вероятности появления птиц в районе прохож- дения ВЛ 110 кВ меры могут быть упрощены. Могут устанавливаться или изолирующие конусы или вертушки (без установки защитных ко- лец, изолирования проводов); 6. Для ВЛ 220 кВ диаметр защитных конусов – 90 см, диаметр за- щитных колец – 60 см при установке защитного кольца на четвертый- пятый изолятор от провода. При использовании вертушек или уст- ройств из расплетенного троса предусмотреть модернизацию этих уст- ройств так же, как и для ВЛ 110 кВ; 7. На ВЛ 330 кВ устанавливать изолирующие конусы на траверсы над гирляндами промежуточных опор. Диаметр конуса 120 см, угол в вершине 120°. При использовании вертушек или метелок из распле- тенного троса размеры должны быть увеличены по сравнению с реко- мендациями для ВЛ 110 кВ в 1,5–2 раза; б) Определение токов утечки через изоляцию покрытых проводов 10 кВ. Результаты исследования токов утечки через покрытие линий ВЛП (токи не превышают 15 мА при увлажнённом покрытии, опреде- ляются сопротивлением покрытия, не зависят от сопротивления ос- тальной цепи, а значит не представляют опасности для человека) могут быть использованы при разработке правил техники безопасности при эксплуатации и ремонте ВЛП. УДК 621.316 РАСЧЁТ САМОЗАПУСКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ Д.В. Власовец, М.В. Аксеневич, А.С. Русть, М.В. Масленников Научный руководитель Е.В. ГЛИНСКИЙ В настоящее время на электростанциях для обеспечения надёжного энергоснабжения потребителей и безопасной эксплуатации агрегатов при любых видах аварий, должны сохранятся собственные нужды (СН) станции. Недопустимой является потеря СН даже на краткое время. Важное значение имеет информация о том, как будут вести себя в аварийных ситуациях электрические двигатели, подключенные к секциям собственных нужд. Теоретические расчёты самозапуска электрических двигателей СН трудоёмки и неточны вследствии значительных упрощений физиче- ских процессов, происходящих в электрических электрические двига- 19 телях. Практические испытания самозапуска электрических двигате- лей СН также обладают недостатками: вывод испытываемой части оборудования из работы, ограничение возможных ситуаций самоза- пуска электрических двигателей СН и т. д. На кафедре «Электрические станции» БНТУ был разработан про- граммный комплекс, предназначенный для расчёта самозапуска элек- тродвигателей напряжением 6 кВ собственных нужд ТЭЦ. При расчете самозапуска электродвигателей автоматически выпол- няются расчеты: исходного установившегося режима, режима корот- кого замыкания, группового выбега электродвигателей в бестоковую паузу и групповой самозапуск электродвигателей после восстановле- ния напряжения. Результаты расчета самозапуска электродвигателей представляются в виде графиков изменения напряжения и тока секции (секций), скоро- стей вращения электродвигателей в процессе самозапуска. Исходные данные для каждого конкретного расчета формируются в виде таблиц, содержащих условия расчета и необходимые пояснения. Литература 1. Методические указания по испытаниям электродвигателей собственных нужд электростанций и расчетам режимов их работы. Часть 2. Приложение 1. Расчет режимов работы электродвигателей собственных нужд при перерывах питания. – М.: Союзтехэнерго, 1983. 2. Методические указания по испытаниям электродвигателей собственных нужд электростанций и расчетам режимов их работы. Часть 3. Приложение 2. Технические данные и характеристики агрегатов собственных нужд. – М.: Союзтехэнерго, 1983. УДК 621.316.35 ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКАЯ СТОЙКОСТЬ ШИННОЙ КОНСТРУКЦИИ 10 КВ С ПРОИЗВОЛЬНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Т.В. Новаш, А.Е. Любимов, В.В. Косов Научный руководитель И.А. ПРИМА, канд. техн. наук, доцент Рассматривается случай параллельного расположения жестких проводников любого сечения в вершинах произвольного треугольника при произвольной полярной ориентации шин и сочлененных с ними изоляторами. Для вычисления токов короткого замыкания в любой момент времени рассматривается случай металлического замыкания. Учет ферромагнитных масс не производится. Распределенные элек- тродинамические усилие (ЭДУ) на расчетную фазу определяются по принципу суппурпозиции. Для перевода ЭДУ в связанную с шиной и 20