Повышение активной виброзащиты системы «оператор-сиденье» колесного трактора с использованием функциональной диагностики
Another Title
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.05.03 - Колесные и гусеничные машины
Bibliographic entry
Микулик, Т. Н. Повышение активной виброзащиты системы «оператор-сиденье» колесного трактора с использованием функциональной диагностики : автореферат диссертации ... канд. техн. наук : 05.05.03 / Т. Н. Микулик ;Белорусский национальный технический университет. - Минск, 2014. - 21 с.
Abstract
Исследования в области транспортной безопасности свидетельствуют о том, что основной причиной дорожных происшествий и производственных аварий является человеческий фактор. Так, 57 % аварий происходит вследствие ошибки оператора, 2,4 % - из-за технической неисправности, 4,7 % -из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды, а 35,9 % происшествий случаются в силу сложного сочетания вышеприведенных факторов. Таким образом, важное место в вопросах обеспечения безопасности занимает оператор, подверженный влиянию окружающей среды и вибронагруженности системы «оператор-машинно-тракторный aiperar (МТА)», точнее, его функциональные составляющие на рабочем месте. В настоящее время используются два основных пути повышения эффективности деятельности оператора колесного трактора. Первый основан на учете психофизиологических характеристик оператора и связан с комплексной оптимизацией условий труда. Однако особенности деятельности оператора таковы, что вышеупомянутым методом невозможно учитывать и контролировать информационные перегрузки, факторы изменения функционального состояния оператора, поведение во внештатных и аварийных ситуациях. Второй путь повышения эффективности деятельности оператора как лица, принимающего решения и выполняющего алгоритмы деятельности, - контроль функционального состояния и правильности выполнения функций непосредственно в процессе осуществления технологических операций. В этой связи учет факторов, влияющих на эффективность выполнения оператором алгоритмов деятельности и функциональных возможностей систем поддержки работоспособности с использованием мониторинга физиологических параметров, диагностики функционального состояния оператора колесного трактора, является важной научной проблемой.
Необходимость ее решения связана с ограниченностью информации и методов исследования реакций оператора (водителя) и с совершенствованием методов исследования эффективности взаимодействия системы «оператор - колесный трактор» с учетом вибронагруженности оператора на основе мониторинга его физиологического состояния с целью улучшения виброзащитных свойств системы и, как следствие, прогнозирование вибрационной нагрузки на него.