Методология повышения безопасности дорожного движения в городских очагах аварийности
Another Title
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта
Bibliographic entry
Капский, Д. В. Методология повышения безопасности дорожного движения в городских очагах аварийности : автореферат диссертации ... д-ра техн. наук : 05.22.10 / Д. В. Капский ; Белорусский национальный технический университет. - Минск, 2013. - 50 с.
Abstract
В Республике Беларусь за последние 20 лет количество автомобилей увеличилось в 4 раза и превысило 3 млн единиц. Этот рост вызвал ряд проблем автомобильного транспорта, связанных с увеличением нагрузки на улично- дорожную сеть, особенно в городах. Снизилась скорость сообщения, ухудшились режимы движения, появились перегрузки, возросло количество аварий. За последние 5 лет в стране произошло около 509,3 тыс. аварий, в которых погибли 6303 человека и получили ранения более 33,3 тыс. человек. В связи с этим резко возросла роль организации дорожного движения в повышении его качества, определяемого совокупностью основных свойств – безопасностью, экологичностью, экономичностью и социологичностью. Особенно это относится к городским очагам аварийности, на долю которых приходится около половины всех аварий в стране. Однако работы по повышению безопасности движения (его качества в целом) требуют дальнейшего совершенствования, так как суммарные потери в дорожном движении составляют около 4 млрд долл./год. При этом основная причина потерь – недостатки в организации дорожного движения (более 50 %, в том числе в крупных и крупнейших городах – до 75 %). Поскольку основной причиной аварий в очагах аварийности являются недостатки в организации движения, то повышение безопасности должно осуществляться ее методами. Эти методы эффективны, оперативны и некапиталоемки, и от их реализации можно ожидать не только значительных, но и быстрых результатов. Вместе с тем, в настоящее время работы в области повышения безопасности движения методами организации дорожного движения ведутся не системно и на низком научном уровне. Безопасность движения оценивается только количеством аварий с пострадавшими, а экономические, экологические и социальные аспекты, практически, не учитываются при совершенствовании организации дорожного движения. Такое положение связано с отсутствием научно обоснованной методологии повышения безопасности движения, которая бы предусматривала одновременно со снижением аварийности и повышение совокупного качества дорожного движения, оцениваемого по величине суммарных аварийных, экологических и экономических потерь в дорожном движении. Поэтому для решения важнейшей научно-технической проблемы – снижение аварийности – разработана методология, основанная на комплексе новых методологических принципов и новой научно-методической системе, а также создано программно-методическое и нормативное обеспечение принятия решений по повышению безопасности движения. Социальная значимость диссертационной работы заключается в повышении безопасности дорожного движения, что связано с сохранением жизни, здоровья и благосостояния людей.