24 УДК 621.313.333 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АД С ВСТРАИВАЕМЫМ КОМБИНИРОВАННЫМ ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ Кандидаты техн. наук, доценты СОЛЕНКОВ В. В., БРЕЛЬ В. В. Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого Как известно, точное аналитическое исследование картины электроме- ханического преобразования энергии в реальной электрической машине практически не удается. Этому препятствуют сложность и многообразие процессов и связей в ней. Поэтому на практике рассматривают так называ- емую идеализированную электрическую машину, для которой обычно принимаются следующие допущения [1]: 1) магнитная цепь ненасыщена, энергия магнитного поля сосредоточена в воздушном зазоре; 2) механические потери и потери в стали пренебрежимо малы (не учи- тываются потери трения в подшипниках, явления гистерезиса и вихревых токов); 3) распределение МДС и индукции в пространстве синусоидально (не учитываются высшие гармоники, создаваемые обмотками реальной ма- шины); 4) воздушный зазор равномерен; 5) энергия электростатического поля невелика (не учитывается влияние емкостей внутри обмоток и между ними); 6) активные сопротивления и индуктивности рассеяния обмоток стато- ра, а также максимальные значения взаимоиндуктивностей между любыми обмотками статора и ротора неизменны в течение исследуемых процессов. Несмотря на определенные упрощения, такой подход позволяет с до- статочной для инженерной практики точностью описать поведение элек- тромеханических устройств в различных режимах работы. Основная часть исследования. Учитывая изложенное выше, перечис- ленные допущения использовали при математическом описании переход- ных процессов в асинхронных двигателях с встраиваемыми комбини- рованными тормозными устройствами (АД с ВКТУ) [2, 3]. Исследуемая модель АД с ВКТУ, выполненная на базе трехфазного АД с коротко- замкнутым ротором, приведена на рис. 1. Пунктиром условно показано по- следовательное включение обмотки силового растормаживающего элек- тромагнита с одной из фазных обмоток базового двигателя (в данном слу- чае – с обмоткой фазы А). Последовательное включение обмотки электро- магнита используется для исследования переходных процессов при несимметричных схемах управления силовым электромагнитом. Короткозамкнутая обмотка ротора представлена двумя сосредоточен- ными обмотками, магнитные оси которых совпадают с ортогональными осями d и q, жестко связанными с ротором. Подобная замена, согласно [4], не вызывает затруднений при определении связи между расчетными пара- метрами, используемыми в теории установившегося режима, и параметра- ми, применяемыми при исследовании переходных процессов. 25 U э A γ d q B C w a w c w b w q w d Рис. 1. Модель АД с ВКТУ в непреобразованной системе координат Дополнительно было принято, что: фазные обмотки статора базового двигателя симметричны, т. е. имеют одинаковое число витков, одинаковые активные сопротивления, cамоин- дуктивности и взаимный сдвиг магнитных осей; питание осуществляется от сети бесконечно большой мощности (при этом процессы, происходящие в тормозном электродвигателе, не оказыва- ют влияния на сеть); напряжения фаз А, B и С сети синусоидальны и симметричны, т. е. o o o o o o cos( ); cos( 120 ); cos( 120 ), A m B m C m u U t u U t u U t (1) где Um – амплитудное значение фазных напряжений; o – угловaя частота сети; o – начальная фаза напряжения uA. С учетом принятых допущений переходные процессы в АД с ВКТУ мо- гут быть описаны системой дифференциальных уравнений, содержащей в общем случае три типа уравнений: уравнения электрического равновесия, составленные для контуров каждой из обмоток по второму закону Кирхго- фа; уравнения моментов (его называют также уравнением движения ротора или уравнением механического равновесия) и уравнения преобразования электромагнитной энергии в механическую. Уравнения электрического равновесия для фаз А, B и С статора иссле- дуемого АД с ВКТУ имеют вид: 1 э 1 1 ; ; . А A А В B В С C С d u r i u dt d u r i dt d u r i dt (2) 26 Соответственно для эквивалентных обмоток ротора d и q можно за- писать: 2 2 0 ; 0 . d d q q d r i dt d r i dt (3) При этом потокосцепления фазных обмоток статора ,А ,В С и эк- вивалентных обмоток ротора d и q определяются по соотношениям: 1 1 12 12 1 1 12 12 1 1 12 12 2 12 2 12 ( ) cos sin ; ( ) cos( 120 ) sin( 120 ); ( ) cos( 120 ) sin( 120 ); cos cos( 120 ) cos( 120 ) ; sin sin А А d q В В d q С С d q d d А В С q q А В L M i M i M i L M i M i M i L M i M i M i L i M i i i L i M i i ( 120 ) sin( 120 ) .Сi (4) В выражениях (2)–(4) использованы следующие обозначения: СВА rrrr1 СВА rrrr1 – активное сопротивление фазы статора; qd rrr2 – активное сопротивление одной из эквивалентных обмоток ротора; СВА LLLL1 – полная индуктивность фазы статора; qd LLL2 – полная индуктивность одной из эквивалентных обмоток ротора; САВСАВ MMMM1 – взаи- моиндуктивности между любыми двумя обмотками статора; ...MMM ВdАd12 ...MMM ВdАd12 – максимальная величина взаимоиндуктивности между любой обмоткой статора и любой эквивалентной обмоткой ротора; эu – мгновен- ное значение напряжения на зажимах электромагнита; i – ток в фазной обмотке статора или в эквивалентной обмотке ротора; γ – угол поворота между магнитными осями обмоток статора и ротора (рис. 1). Отметим, что в рассматриваемом случае включения растормаживающе- го электромагнита последовательно с одной из обмоток статора фазные напряжения, токи и потокосцепления обмоток базового электродвигателя становятся несимметричными. Однако линейные напряжения при условии сети бесконечно большой мощности остаются по-прежнему симметричны- ми. Учитывая это, а также соотношения (2), уравнения равновесия относи- тельно линейных напряжений иАВ, иВС и иСА можно записать следующим образом: 1 э 1 1 э ( ) ( ) ; ( ) ( ); ( ) ( ) , А В АВ А В В С ВС В С С А СА С А d u r i i u dt d u r i i dt d u r i i u dt (5) 27 где с учетом (1): o o o o o o 3sin( 120 ); 3sin( ); 3sin( 120 ). АВ m ВC m CA m u U t u U t u U t (6) Уравнение моментов в соответствии с законом сохранения энергии имеет вид p с т м p( ), dJ M M M M p dt (7) где M – электромагнитный момент, развиваемый электродвигателем; J – суммарный момент инерции вращающихся масс, приведенный к оси вра- щения электродвигателя; p – число пар полюсов электродвигателя; p – угловая скорость ротора, эл. рад./с; сM – статический момент сопротивле- ния; тM – тормозной момент, возникающий в результате трения фрикци- онных накладок тормозного устройства (электромеханический тормоз); м p( )M – тормозной момент электромагнитной муфты скольжения (элек- тромагнитный тормоз). Характер и длительность действия тормозного момента электромехани- ческого тормоза можно определить из следующих соображений. В отклю- ченном состоянии, когда напряжение на обмотках электродвигателя и электромагнита отсутствует, тормозной момент согласно [5] равен то пр ср ,M F R z (8) где прF – усилие возвратной пружины; – коэффициент трения материала фрикционных накладок; срR – средний радиус поверхности трения; z – коэффициент, учитывающий конструктивные особенности тормозного устройства. После подачи напряжения на якорь растормаживающего силового элек- тромагнита начинает действовать тяговое усилие тяг,F увеличивающееся во времени и направленное против усилия пружины. При этом величи- на Мт, пропорциональная разности пр тяг,F F будет уменьшаться и станет равной нулю в момент трогания якоря, когда пр тяг .F F С этого момента якорь притягивается к сердечнику электромагнита, размыкая тем самым фрикционные накладки тормоза. Следовательно, длительность действия тормозного момента на вал электродвигателя равна времени трогания tтр растормаживающего электромагнита. Учитывая это, а также приняв для определенности, что со стороны нагрузки на вал действует момент сопро- тивления реактивного типа (типа «сухого» трения), уравнение (7) перепи- шем следующим образом: 28 p с т тр м p p1 ( ) sign ,( ) dJ M M M t M p dt (9) где тр1t и psign – функции, определяемые соотношениями: тр тр тр 1 при ; 1 0 при ; t t t t t (10) p p p 1 при 0; sign 1 при 0. (11) Наконец, электромагнитный момент АД с ВКТУ в соответствии с [1] определяется по формуле эм , dW M p d (12) где эмW – полная электромагнитная энергия тормозного двигателя, эм 1 . 2 А А В В С С d d q qW i i i i i (13) Подставляя (13) в (12) и учитывая при этом соотношения (4), оконча- тельно получим: 12 sin cos sin 120 cos 120 sin 120 cos 120 . А d q В d q С d q M M p i i i i i i i i i (14) Таким образом, уравнения (4)–(6), (9) и (14) образуют систему, описы- вающую электромеханические переходные процессы в тормозных элек- тродвигателях в реальных фазных координатах. Используя решение систе- мы относительно токов в обмотках, нетрудно найти потери энергии в ста- торе и роторе конкретного электродвигателя по соотношениям: 2 2 2 1 0 2 2 2 0 ; , t s А В С t r d q W r i i i dt W r i i dt (15) где ,s rW W – потери энергии в статоре, роторе. Наличие периодических коэффициентов в уравнениях (4), (5) и (14) значительно усложняет решение полученной системы. Поэтому с помощью известных преобразований и формул [1, 4] перейдем к уравнениям в орто- гональной системе координат , , неподвижной относительно несиммет- ричной части АД с ВКТУ (рис. 2): 29 А γ d q В С 3 2 3 2 α β Рис. 2. Ортогональная система координат , 1 э 1 2 ; 3 ; s s s s s s d u r i u dt d u r i dt (16) 2 p 2 p 0 ; 0 ; r r r r r r d r i dt d r i dt (17) 12 3 , 2 r s s rM M p i i i i (18) где o o o o cos( ); sin( ); s m s m u U t u U t (19) 1 1 12 1 1 12 ( ) ; ( ) ; s s r s s r L M i M i L M i M i (20) 2 12 2 12 3 ; 2 3 . 2 r r s r r s L i M i L i M i (21) При этом величины реальных токов в обмотках электродвигателя опре- деляются по формулам обратных преобразований и имеют вид: ; 1 3 ; 2 2 1 3 ; 2 2 А s В s s С s s i i i i i i i i (22) cos sin ; cos sin . d r r q r r i i i i i i (23) С учетом (22) и (23) выражения для потерь энергии (15) перепишем следующим образом: 2 2 1 0 2 2 2 0 3 ; 2 . t s s s t r r r W r i i dt W r i i dt (24) 2 3 2 3 30 Далее, заменив токи роторных обмоток в (16)–(18), (20), (21) и (24) их приведенными величинами подобно [6] и введя в уравнения параметры Т-образной схемы замещения асинхронного двигателя, получим: 1 э 1 2 p 2 p 2 ; 3 ; 0 ; 0 ; s s s s s s r r r r r r d u r i u dt d u r i dt d r i dt d r i dt (25) o 3 ; 2 m r s s r x M p i i i i (26) 2 2 1 0 2 2 2 0 3 ; 2 , t s s s t r r r W r i i dt W r i i dt (27) где 1 o 1 o 1 o 1 o ; ; ; , s s s m r s s s m r r r r m s r r r m s x i x i x i x i x i x i x i x i (28) ms xxx 1 – полное индуктивное сопротивление обмотки статора; mr xxx 2 – полное индуктивное сопротивление приведенной обмотки ротора; 1x и 2x – индуктивные сопротивления рассеяния статорной и при- веденной роторной обмоток; mx – индуктивное сопротивление взаимоин- дукции. В результате преобразований получены системы уравнений (25), (26) и (28) с постоянными коэффициентами, описывающие совместно с уравне- нием (9) электромеханические переходные процессы в идеализированных асинхронных двигателях с тормозными устройствами. Отличие этой си- стемы от известных [1, 6] заключается в наличии дополнительного слагае- мого э 2 3 u в уравнении равновесия напряжений для эквивалентной обмотки статора по оси и дополнительных слагаемых Мт1tтр и Мм( р) в уравне- нии моментов. Число уравнений в системе (десять), на первый взгляд, меньше числа неизвестных (тринадцать). В действительности же новые неизвестные uэ, Мт и Мм( р) могут быть выражены через токи (потокосцеп- ления) и параметры, входящие в эти уравнения. В частном случае, когда uэ = 0, системы уравнений (9), (25), (26) и (28) позволяют исследовать переходные процессы в тормозных электродвига- телях с симметричными схемами управления. 31 При uэ = 0; Мт = 0 и Мм( р) = 0 уравнения (9), (25), (26) и (28) совпадают с уже известными уравнениями электромеханического преобразования энергии в асинхронных двигателях общепромышленного исполнения [1, 6]. Последнее обстоятельство подтверждает достоверность преобразований и выводов, проведенных выше. Из ряда факторов, оказывающих наибольшее влияние на изменение па- раметров АД в переходных режимах, следует отметить насыщение магнит- ной цепи. При этом различают насыщение по пути основного магнитного потока и по пути потоков рассеяния. В зависимости от величины основно- го магнитного потока, а следовательно, и индукции изменяется магнитная проводимость по пути основного магнитного потока. Это проявляется в основном как изменение сопротивления взаимоиндукции обмоток стато- ра и ротора .mx Влияние величины основного магнитного потока на про- водимость рассеяния незначительно, и им пренебрегают [1]. Величина ос- новного магнитного потока связана с ЭДС воздушного зазора, т. е. зависит от напряжения питания асинхронного двигателя. Насыщение магнитной цепи по пути потоков рассеяния зависит от ве- личин токов в обмотках, с увеличением которых, например при пуске асинхронного двигателя, сопротивление рассеяния уменьшается, что обу- словлено увеличением потоков рассеяния вокруг пазов. Однако для широ- кого ряда общепромышленных двигателей малой и средней мощности экс- периментальные исследования показали, что уравнения (9), (25), (26) и (28) для идеализированной машины справедливы и для реальной насыщенной асинхронной машины [1]. Отсюда следует, что изменение взаимоиндук- ции mx при несимметрии одной из фаз статора является незначительным для упомянутых машин. В Ы В О Д Из рассмотренного следует, что приведенная система уравнений для АД с ВКТУ является адекватной и позволяет математически описывать переходные процессы в различных АД с ВКТУ на базе электромеханиче- ского тормоза и электромагнитной муфты скольжения. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. С и п а й л о в, Г. А. Математическое моделирование электрических машин / А. В. Си- пайлов, А. В. Лоос. – М.: Высш. шк., 1980. – 176 с. 2. С о л е н к о в, В. В. Асинхронный электродвигатель со встроенным комбинирован- ным тормозным устройством на базе электромеханического тормоза и электромагнитной муфты / В. В. Соленков, В. В. Брель // Энергетика… (Изв. высш. учеб. заведений и энерг. объединений СНГ). – 2011. – № 6. – С. 20–26. 3. С о л е н к о в, В. В. Бесконтактные схемы форсировки в тормозных устройствах асинхронных двигателей / В. В. Соленков, В. В. Брель // Энергетика… (Изв. высш. учеб. заведений и энерг. объединений СНГ). – 2009. – № 4. – С. 31–36. 4. К о н о н е н к о, Е. В. Замена короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного дви- гателя эквивалентной двухфазной / Е. В. Кононенко // Известия Томского политехнического института. – 1974. – Т. 200. – С. 3–5. 5. А л е к с а н д р о в, М. П. Тормозные устройства / М. П. Александров, А. Г. Лыся- ков. – М.: Машиностроение, 1985. – 312 с. 6. К о н о н е н к о, Е. В. Электрические машины: специальный курс / Е. В. Кононенко, Г. А. Сипайлов, К. А. Хорьков. – М.: Высш. шк., 1975. – 279 с. Представлена кафедрой автоматизированного электропривода Поступила 01.07.2013