УДК 624.011.14 РАЗВИТИЕ КЛЕЕНЫХ ДЕРЕВННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В МОСТОСТРОЕНИИ Матыс В.О. (Научный руководитель – Расинская Л.Г.) Аннотация Клееные деревянные конструкции(КДК) начали применяться в нашей стране в 40-х годах прошлого столетия, однако в связи с перестройкой в 1996 году отрасль почти прекратила свое существования. Это было связано с активным внедрением железобетона. С течением времени накопленный опыт не развивался, а проектирование мостов, с использованием КДК становилось не востребовано. В результате разработанные серии типовых проектов устарели, а содержащиеся в СНиП 2.05.03.-84 нормы и правила ставили ограничение развития мостостроения в масштабных размерах. Тем не менее, в последнее время наблюдается положительный интерес к данной отрасли. Ведутся наблюдения и анализ опыта зарубежных стран, а также восстановление отечественных архивов знаний. В период 1967-1981 годах были разработаны типовые проекты разрезных и неразрезных пролетных строений клееных балок заводского изготовления длиной 6, 9, 12, 15, и 18м – разрезных и 18+24n +18м и 21+33n +21 м - неразрезных. Изучались вопросы, связанные с разработкой конструкций из древесины, армированной другими материалами. Исследование клееной древесины как материала для несущих пролетных строений в России посвящены работы Г.А. Кобикова, Г.В. Глинки, Н.Д. Поспелова и др. Их деятельность была связана с изучением и совершенствованием пролетных строений со сплошными балками. Впервые в мировой практике в 1975г. был построен клееный деревянный мост длиной 9м, армированный стеклопластиковой арматурой по проекту кафедры «Мосты и тоннели» Хабаровского политехнического института Значительный объем теоретических и научных исследований выполнены в Союздорнии, НИСИ, в ЦНИИСК им. Кучеренко. Новые деревянные мосты проектируются под современные нагрузки HS20 и HS25, обозначенные в AASHTO. США является лидером в количестве построенных деревянных мостов, способных пропустить современную нагрузку. США, Скандинавские страны, а также и Канада возводят мосты на любых категориях дорог, что нельзя сказать о нас. Наши нормы (СниП 2.05.03- 84) допускают применение деревянных мостов на дорогах IV категории, но не допускают - на автодорогах I, II, III категории; на автодорогах V 48 категории и на внутрихозяйственных дорогах II-с и Ш-с категорий допускается (рекомендуется) понижение класса нагрузки с А11 до А8. Наибольший экономический эффект от применения клееных деревянных конструкций достигается при перекрытии ими пролетов длиной 18-36 метров. Массовому применению этого материала в качестве конструкционного материала способствует его высокая прочность, легкость собственной массы, технология изготовления любой длины и сечений, низкая энергозатрата на обрабатывание сырья(8-10 раз ниже металлических и в 3-4 раза железобетонных), низкие экономические расходы на транспортировку и монтаж, высокая коррозионная стойкость, экологическая чистота и гигиеничность, возобновляемость сырьевой базы. Рисунок 1 – Применение клееной древесины в мостостроении На февраль 1998 г на дорогах США эксплуатировалось 582750 мостов, из которых 38298 мостов - деревянные, при этом 401 сооружение расположено на федеральных дорогах, а остальные — на вспомогательных. Как правило, это малые и средние мосты с пролетами от 6 до 27м, причем большинство из них из клееной древесины. Количество мостов в России и странах СНГ на то же время было в 10 раз меньше, 25% из них деревянные и не многим более 100 штук - с применением клееных балок[1]. Долговечность деревянных мостов из антисептированной клееной древесины в 50 и более лет доказана мировой практикой мостостроения. Более того классификация Еврокода предусматривает длительность периода эксплуатации мостов из деревянных клееных конструкций (ДКК) 100 лет. Создание современных производств КДК и технологий сборки сооружений на месте строительства явилось основой поступательного развития деревянного мостостроения в США, Канаде и странах Евросоюза. 49 Клееные конструкции балочной, арочной, рамной, висячей и вантовой систем чаще всего используются для пешеходных мостов. Такие мосты построены во многих европейских странах: Германии, Швейцарии, Северной Ирландии и др. Рисунок 2 – Мост, выполненный из КДК Заключение Мировой опыт показывает, что использование клееных деревянных конструкций несет в себе новые архитектурные и конструктивные решения. Использование высококачественной, прочной и долговечной древесины в индустриальных конструкциях мостов может принести высокий экономический эффект. Литература 1. Деревянные клееные конструкции в мостостроении. В.А. Уткин, П.Н. Кобзев. – Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия. 2. Уткин В.А. Совершенствование конструкций пролетных строений автодорожных мостов из клееной древесины. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.- Омск-2009. http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-konstruktsii-proletnykh-stroenii- avtodorozhnykh-mostov-iz-kleenoi-drevesi 3. Соболев Ю.С. Древесина как конструкционный материал. М.: «Лесная промышленность», 1979. - 248 с 4. Мосты и тоннели Проектирование деревянных и железобетонных мостов Пролетные строения с клеефанерными балками. – май 2016 г. - http://vse-lekcii.ru/mosty-i- tonneli/proektirovanie-derevyan-i-zhbeton-mostov/proletn-str-s-kleephanernymi-balkami 5. Клееные деревянные конструкции. – май 2016г. - http://nbks.ru/stati/kleenie.aspx 6. Клееные деревянные конструкции в спортсооружениях. – май 2016г. - http://wood.nestormedia.com/index.pl?act=PRODUCT&id=122 7. Деревянные мосты из клееного бруса. – май 2016г. - http://zaotimber.ru/all/build/bridge/ 50